Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

0 6


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Признаюсь, мне немного жаль Blue Prince. Эта игра еще до релиза стала заложницей обстоятельств, на которые ее автор едва ли мог повлиять. Она вполне могла бы стать культовой вещью для ценителей жанра или как минимум некоторых его специфических тенденций — может, еще станет. Но тут с легкой подачи журналистов к ней прилепился ярлык «лучшей игры года» на всяких популярных агрегаторах, и в маршрутке начался сущий кошмар. Толпы геймеров ломанулись искать в ней обещанную GOTY и столкнулись с отталкивающими элементами, которые многие профессиональные™ рецензенты почему-то не заметили или отказались замечать. В результате инди-проект словил репутацию мыльного пузыря и принял на себя тот хейт, который вообще-то следовало бы направить по другому адресу. Но если воспринимать Blue Prince в отрыве от всей этой шумихи, то обнаружится совсем не идеальная, но крайне самобытная, а в отдельных моментах действительно феноменальная игра.

Пазлы снаружи пазлов снаружи пазлов

Завязка Blue Prince звучит вполне в духе классики английского романа. Игрок в роли ближайшего живого наследника богатого семейства прибывает на порог особняка двоюродного дедушки — большого эксцентрика и любителя всяких головоломок. Удел солидный — вдобавок к семейному гнездышку юноше завещали окрестные земли и титул барона, но при одном условии: он должен отыскать в сорокапятикомнатном особняке тайную комнату под номером 46. Задачу осложняет тот факт, что каждый день интерьер дома выглядит по-разному: знакомые комнаты пропадают, на их месте появляются новые. И каждая хранит какой-нибудь осколок памяти о запутанной истории бывших обитателей жилища.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Начало долгого пути

На практике эта ежедневная перестройка обернута в достаточно привычную формулу «рогалика». При открытии любой двери игроку дается выбор из трех комнат, которые могут за ней оказаться. Эта тройка в свою очередь выбирается рандомом из общего (довольно внушительного) набора. Для открытия некоторых комнат потребуются ключи и бриллианты, которые можно найти обыскивая укромные уголки и решая головоломки. Бесконечно блуждать по коридорам не выйдет — ограниченный запас выносливости заставит в какой-то момент отправиться на боковую, обнуляя большую часть прогрессии, и начать все заново, но с новыми знаниями и зацепками.

План особняка представляет собой вертикальную сетку 5×9 из сорока пяти клеточек, в большинстве из которых можно что-то строить. Наша первая заявленная задача — добраться до самого дальнего ряда, где должен скрываться проход в комнату 46. Что не так трудно сделать, следя за направлением дверей и расходом ресурсов. Но это лишь самый поверхностный слой игры.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

3D-модели персонажей в этой игре были ошибкой

Blue Prince из числа тех головоломок, которые «больше, чем кажутся на первый взгляд». Ужасное выражение, пора уже вместо него придумать какой-нибудь нормальный термин для этого поджанра. Игр-то на него наберется: из самых ближайших аналогов на ум приходят FEZ, Antichamber, The Witness, отчасти The Talos Principle и даже Tunic — автор Blue Prince тут не первопроходец. Ну, вы знаете, когда вам говорят, что игра про одно, а потом вы погружаетесь в нее глубже, начинаете замечать всякие сокрытые от первого взгляда связи, и говорите себе: «Ааа, так вот, что все это значило, и вот, где настоящая игра-то была запрятана!» И значительная часть кайфа в такие моменты возникает от того, что вам никто этого напрямую не объяснял — вы дошли до этого сами, пользуясь наблюдательностью и смекалкой.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Если вам кажется, что какая-то деталь тут неспроста, то вам, скорее всего, не кажется

В Blue Prince таких моментов много, и некоторые из них, что называется, по-хорошему взрывают мозг, заставляя иначе взглянуть на весь пройденный путь. Конкретные примеры, увы, заходят на территорию спойлеров, и это главный бич в любых обсуждениях этой игры. Игрожуры рассказывают о том, какая Blue Prince потрясающая, но что же в ней именно такого потрясающего — сказать не могут. Чтобы не быть голословным, позволю себе осветить пару мелких на общем фоне и более-менее очевидных по первым часам деталей. Поверьте, этой игре есть чем вас удивить помимо этого. Практически каждая решенная головоломка или новая порция информации ведет тут к новым тайнам, локациям, механикам и целям. Даже формальная концовка с титрами, которую можно получить часу на пятнадцатом, становится лишь первым шагом более масштабного пути. А если хотите поиграть вслепую, просто не вскрывайте текст под спойлером.

Пара легких спойлеров для лучшего представления о местной прогрессии

Из самого очевидного — земли вокруг особняка тоже можно и нужно исследовать, одни из самых хитроумных секретов запрятаны именно в них. Или взять, например, расположение построек. Вы довольно рано поймете, что некоторые комнаты в особняке вступают в синергию и дают особенные эффекты, если их расположить рядом или совершить в одной из них какие-то действия. Скажем, из бойлерной можно управлять подачей воды в разные отделы поместья — так можно открыть новые проходы… или осушить фонтан, куда вы уже неделю кидали монетки. Еще некоторых эффектов можно добиться в строго определенное время. А потом оказывается, что часть головоломок запрятана не в самих комнатах, а в стенах между ними. Как туда пробраться — оставим разбираться вам.

При этом Blue Prince «больше, чем кажется» и в самом буквальном смысле. Это огромная игра. Я успел провести в ней 35 часов и три десятка игровых дней, давно получил концовку, но продолжаю открывать новые штуки и, кажется, нахожусь лишь в полпути от решения «самого большого пазла в игре». Ставлю тут кавычки, потому что понимаю: за ним может оказаться что-то еще, ведь эта игра уже не раз проделывала на моих глазах такой трюк. Но есть у меня ощущение, что я покопаюсь в ней еще пару дней, закрою самые агрессивно маячащие перед глазами цели и отложу навсегда. Потому что при всех своих крутых загадках, грандиозных мета-пазлах и бесценных моментах озарения эта игра многим способна оттолкнуть.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Осмотр улик под лупой может выявить новые важные детали

Марафон с препятствиями

Прежде всего, Blue Prince очень требовательна к игроку сразу на нескольких уровнях. Многим она просто не подойдет. Ладно еще, что без хорошего знания английского языка тут делать нечего — ряд головоломок очень крепко завязан на игре слов (что, вероятно, ставит крест и на возможной локализации). Ладно, я, как дальтоник со стажем, настрадался на головоломках с цветами. Но главное, чего требует Blue Prince — огромных вложений времени и внимания. И она совсем не торопится их окупать.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

В конце каждого дня можно полюбоваться на свои достижения

В одной из первых комнат особняка можно найти записку, советующую записывать куда-нибудь все любопытные наблюдения. И черт возьми, это не шутка. Это одна из тех игр, которые буквально стоит проходить с тетрадью наперевес — ну или с набором открытых документов и таблиц. Записывать, зарисовывать, чертить и соединять разбросанные по всему особняку детали — иначе некоторые пазлы не решить. И не думайте обойтись одними скриншотами — не прокатит. К чести игры, на самые важные открытия, как правило, можно выйти несколькими способами, и для получения концовки совершенно необязательно собрать прям все зацепки. Но концовка тут — вещь сугубо формальная. Об этом позже.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Проработка всяких документов, книг и прочих печатных материалов заслуживает отдельной похвалы

Второе огромное препятствие, с которым столкнется любой желающий разгадать тайны игры — это Его Величество Рандом. Сразу оговоримся: нет, без рандома было нельзя, и никакой бы игры вообще не получилось — ряд важнейших концептуальных задумок связан именно с рандомизацией особняка. Но как же он тут душит! Самые ужасные моменты — это когда вы уже поняли разгадку очередного пазла, остается только соединить все части воедино и насладиться наградой… Но генератор рандомных чисел как назло раз за разом не хочет выдавать вам нужные комнаты. И ничего с этим не сделаешь.

Да, на выборку комнат тут можно отчасти повлиять — не так значительно, как хотелось бы.  Да, всегда можно временно переключиться на другие задачи. Но подобные несправедливые препятствия безумно выматывают.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Вот так из раза в раз: замок закрыт, а ключ подъедет когда повезет

Наконец, Blue Prince жутко репетативна и часто, особенно на поздних этапах, возникает ощущение, что игра тратит ваше время попусту. Часть прогресса сохраняется между днями, но многие действия приходится повторять каждый день из раза в раз. И я просто не понимаю, почему это так сделано. Взять хоть разбросанные по особняку и закрытые на кодовый замок сейфы. В них обычно скрыт важный сюжетный контент и немного полезных для прохождения ресурсов. Узнать нужную комбинацию к любому из них — как правило, нетривиальная и приятная задача. Но когда вы получите код, окажется, что для получения тех самых ресурсов вводить его придется каждый день.

И так с кучей других элементов — в каждый новый заход я по тридцатому с лишним разу хожу по одним и тем же пустым коридорам, ввожу те же пароли, дергаю те же рычаги, кручу те же вентили, смотрю те же долгие анимации и задаюсь вопросом: за что мне это все?


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Анимации открывающихся дверей задалбывают не слабей, чем в ранних Resident Evil

В особняке есть две часто встречающиеся комнаты с повторяющимися головоломками — одна математическая, другая предлагает разные вариации задачи о рыцарях и лжецах. И опять же: если вы не хотите пропустить ценные ресурсы, их приходится перепроходить буквально каждый раз, когда вы открываете эти комнаты — десятки раз, если хотите добраться хотя бы до титров. Условия и верное решение каждый раз меняются, но особенного разнообразия процессу это, поверьте, не приносит.

Впрочем, автор, кажется, считает это не багом, а фичей: в игре есть награды за прохождение 40 разных вариаций каждого из этих пазлов. Извините, если мне захочется чего-то такого, я лучше какой-нибудь задачник Якова Перельмана снова открою. 


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Что это за жизнь без пианины! И что за головоломка без загадки с нотами…

Обломок империи

Сюжет — пожалуй, самая неоднозначная сторона Blue Prince и еще один потенциальный красный флаг для ряда игроков. С одной стороны, он подается настолько туманно, что многим это покажется назойливым. Так называемся «концовка» вообще не отвечает ни на один из важных вопросов, что само по себе уже способно разочаровать. И даже на четвертом десятке часов в игре я не могу восстановить картину событий на 100% во всех деталях, хотя общую фабулу уловил.

Местный сюжет — это пример простой истории, рассказанной намеренно сложными методами. И она, в отличие от головоломок, не «больше, чем кажется», а «кажется больше, чем есть». Может, я ошибаюсь, и на сотом часу сюжет раскроется так, что я со стула упаду. Только я не уверен, что готов эти сто часов игре посвятить.

С другой стороны, даже несмотря на все это, распутывать историю семьи, устанавливая роль каждого родственника и восстанавливая по деталям их личные драмы реально увлекательно. Это прям такая настоящая детективная работа. Практически все персонажи остаются за кадром, и их портреты удастся составить только по оставленным ими в поместье следам: дневникам, книгам, запискам, фотографиям, рисункам, статуям, газетным вырезкам, логам на компьютерных терминалах, полустертым заметкам на грифельных досках и даже туманным пророчествам от живущей в одной из комнат куклы-предсказателя.

А еще интереснее становится, когда начинаешь понемногу узнавать и о сеттинге игры: его географию, мифологию, политическое устройство мира. Приходится обрабатывать множество обрывочной информации, успевая следить за мельчайшими деталями — я лично только для этого отдельный документ завел, и нисколько не жалею.


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Одна из сцен ада для дальтоников

Наконец, чисто эстетически Blue Prince производит немного двойственное впечатление. Когда вы осматриваете интерьеры особняка или любуетесь природными панорамами с местных утесов — все роскошно. Мелкие детали, вроде фотографий, картин и всяких печатных материалов, тоже проработаны с любовью и тщанием. А потом в кадре вдруг появляются 3D-модели персонажей и — Боже мой! — зачем это вообще вставили в игру в таком виде? Они не просто выглядят аляповато, но и предельно выбиваются из общего стиля. Кажется, даже слайд-шоу с двухмерными спрайтами сгодились бы лучше, чем местные катсцены. Хорошо хоть смотреть на них доводится довольно редко.

А вот со звуком в игре полный порядок. Что, наверное, прозвучит странно в адрес столь тихой игры. Большую часть времени звуковой ландшафт Blue Prince предельно минималистичен: едва слышные звуки шагов, тихонько поскрипывающие двери, клацающие ключи. Но в самые подходящие моменты, когда вы совершаете ключевые открытия, саундтрек все-таки просыпается, шаг за шагом нарастает и на контрасте с привычным звуковым рядом звучит невероятно эпично. На моей памяти это один из редких примеров предельно грамотного использования тишины в саунд-дизайне. Акира Ямаока бы гордился.  


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Когда понимаешь, что песелей на псарне можно гладить, оценки в 10/10 внезапно обретают смысл

Ну, и если для вас соблазнительные стороны Blue Prince все-таки перевесят недостатки, оставлю вам маленькое, но важное финальное напутствие: переставьте формат часов в своей системе на английский (МЕСЯЦ/ДЕНЬ/ГОД) — оказалось, в текущей версии игры некоторые головоломки требуют этого для корректной работы. Удачной охоты за тайнами, будущие бароны и баронессы! И да смилостивится над вами рандом.

Ради чего стоит играть:

  • Грандиозный лабиринт из взаимосвязанных головоломок
  • Удовольствие от моментов озарения в этой игре мало с чем можно сравнить
  • К разгадкам часто можно прийти разными путями, и это прекрасно
  • Собирать по кусочкам истории жителей особняка и картину сеттинга крайне увлекательно
  • Минималистичный, но грамотный саунд-дизайн и приятный саундтрек

Что портит удовольствие:

  • Игра требует огромных вложений времени и внимания, не торопясь за них вознаграждать
  • Долгие затыки из-за злого рандома дико выматывают
  • Необязательная репетативность в каждом игровом дне
  • Подача сюжета может показаться неоправданно усложненной, а концовка не ответит на ключевые вопросы
  • Необходимо достаточно хорошее знание английского языка, чтобы считывать игру слов и прочие лингвистические хитрости


                    Обзор Blue Prince. Самобытная головоломка-рогалик, ставшая жертвой хайпа

Трейлер Blue Prince

Итог

Blue Prince — игра контрастов. В ее лучшие моменты игрок чувствует себя окрыленным от собственной смекалки и величины авторских замыслов. В худшие — матерится на проклятый рандом, тыкается в стены и жалеет о бесцельно потраченных на одни и те же примитивные занятия часах. Лучший возможный совет прозвучит так: дайте ей шанс и, если зайдет, играйте до того момента, пока радость от прогресса не перестанет окупать накапливающуюся усталость. А что до хайпа — для тех, кто следит за пазлами, конечно, никакая это не революция и не лучшая головоломка со времен Portal, Tetris или Авраама Линкольна. Но вполне весомое слово в своем поджанре и достойный плод восьмилетних трудов автора.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.