Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

0 2


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

Должны ли игры развлекать? Вопрос как будто бы из прошлого века. Вроде бы, любой, кто более-менее следил за ключевыми событиями в индустрии последние лет 15, должен был давно понять: игры никому ничего не должны. А требовать от них какого-то священного «фана» — все равно, что ходить в лаптях. И я, молящийся на разрушающих границы медиа инди-визионеров, конечно готов под этим подписаться. Но и у меня есть свои пределы. Находит иногда коса на камень. Когда под руку попадется игра, которая не то что не пытается вызвать фан, а намеренно вызывает исключительно негатив. Которая погружает тебя в мир, купающийся в дерьме и упивающийся своим бесстыдством. Кромешный ад без единого светлого пятна. И больше не предлагает ничего. Такой для меня стала Bad Cheese.

Выпей баночку соплей

Bad Cheese — это хоррор, стилизованный под американские черно-белые мультфильмы начала XX века. Знаете, когда во всякой старой диснеевщине или мультиках от Warner Bros. порой проскакивала на пару кадров какая-нибудь адская дичь. Жуткая рожа с искаженными пропорциями, мерзкий крупный план какой-нибудь гадости или просто пугающий силуэт. 

Ты эту хрень толком и разглядеть не успевал, но этого оказывалось достаточно, чтобы она потом приходила к тебе в кошмарах. Если хотите пощекотать ту часть своего мозга, в которой отложились подобные тревожные образы, то тут внезапно тыкают в лицо как раз такими кадрами — только в предельно извращенном виде. Ну, вот представьте, что вы блуждаете по темному дому, заставленному мясными статуями из кишок, зубов и сфинктеров, которые периодически орут вам в лицо. Развлечение на любителя, да.

ААА!!! Настоящие монстры

И нельзя сказать, что Bad Cheese заступает в этом деле на какую-то неосвоенную территорию. Попытки эксплуатировать подобный мультипликационный гротеск были еще в прошлом веке, взять хоть «Шоу Рена и Стимпи» или некоторые мультсериалы Nickelodeon. Потом спустя годы и блок Adult Swim навалил мультяшных мерзостей на годы вперед (спасибо каналу 2×2 за счастливое отрочество). А прямо сейчас и целый ряд онлайн-художников работает в похожем стиле.

Но в современных играх эта тема исследована не так богато. Отдельные кадры Cuphead приходят на ум, некоторые классические рисованные адвенчуры, да еще не вышедшая Mouse: P.I. For Hire. Поэтому специфический стиль можно назвать потенциально притягательной стороной Bad Cheese. И, на мой взгляд, единственной.


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

Квадратная картинка с черными полосками по бокам, видимо, для пущей стилизации под ретро? Что-то в трейлере и на промо-скриншотах ничего такого, правда, не было

Черно-белая чернуха

Еще Bad Cheese — это игра о домашнем насилии. На протяжении двух часов беззащитного мышонка под управлением игрока всяческими мерзкими способами абьюзит отец-псина, пока мать-корова где-то в разъездах (мама-папя-я — межвидовая семья!). Игроку же предлагается наблюдать за этими унижениями и унижаться самому: убирать в доме мусор, стирать вонючие носки и давить пауков, стараясь не расстроить папу. Тот периодически выдает всякие издевательские задания, и в любой момент готов напрыгнуть страшной картинкой или устроить внезапный Game Over. Просто потому что.

Стоит отдать автору должное: отдельные детали картины домашнего насилия изображены с жуткой достоверностью. Скажем, то, как главный герой сжимается от страха, только заслышав лязгающий звук ключа во замочной скважине входной двери. Обреченная на провал попытка несчастного ребенка сбежать от жестокой реальности в видеоигры. Или сама природа местных «заданий». В детском воображении героя они трансформируются в различные мини-игры — принципиально не фановые, не увлекательные и нечестные. Игрока не просто заставляют подавать папе вещи. Игроку говорят: «принеси папе таблетки, У ТЕБЯ ДЕСЯТЬ СЕКУНД, А ТО БУДЕШЬ НАКАЗАН». Разумеется, игрок не знает, где лежат таблетки и получает наказание. Конечно, это несправедливо. Какая справедливость может быть в действиях насильника?


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

Художественно сильные и пронимающие образы тут имеются

Вот только что эта достоверность дает сама по себе? Игра не пытается как-то по-настоящему исследовать тему домашнего насилия, обнажить причины проблемы или предложить пути выхода. Она даже по большому счету не проблематизирует насилие. Просто показывает. Bad Cheese — видеоигровой эквивалент постановочного снафф-видео. Это страшно? Ну, зависит от вашей впечатлительности, психической устойчивости и набора личных тараканов в голове. Но я бы не назвал это художественно продуктивным подходом в жанре хоррора. Эта игра не пугает, просто заставляет почувствовать себя хреново.

Автор, тем не менее, называет Bad Cheese не просто хоррором, а «психологическим хоррором». И вот это уже либо простодушие, либо лукавство. Никаким психологизмом тут и не пахнет. Все характеры предельно упрощены, низведены до одной-двух черт. Отец — всегда злой и жестокий алкаш просто потому что он злой и жестокий алкаш. Мышонок — виктимный и тревожный, потому что, ну, еще бы он не стал виктимным и тревожным в таком адище! Роль маман-коровы в том, чтобы всегда оставаться за кадром, косвенно потворствуя происходящей жести. Да, в жизни часто именно так и происходит. Но что в этом психологичного?


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

Видеоигры — единственная отрада мышонка, но и в них ему сбежать толком не дают

И черт возьми, я терпеть не могу слово «чернуха». Слишком много раз приходилось видеть, как этим штампом клеймили любые произведения, изображающие хоть какие-то неприглядные стороны жизни, невзирая на художественные особенности. Bad Cheese впервые за много лет вызвала у меня желание самому воспользоваться этим словом. Как видите, не устоял. Я этому не рад, но и не сильно стыжусь. Такая уж игра. 

Bad Cheese сгущает краски до той степени, что самой естественной реакцией игрока будет ощетиниться и не воспринимать предлагаемую картину мира всерьез. Это так же естественно, как отвернуться, увидев на дороге раздавленную машиной кошку или собаку. И да, наверняка найдется некоторый процент людей, которые напротив бросятся к расплющенной тушке, будут ее разглядывать, фотографировать, может, еще, палочкой потыкают. Возможно, им Bad Cheese сможет предложить нечто большее, чем мне. Ноль осуждения.


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

«По всем признакам ты пес»

А он увидел солнце?

Можно ли вынести из этой истории хоть что-нибудь положительное? Ну, похоже, разработавший Bad Cheese Симон Лукасик проработал свою персональную травму. В самом начале игры появляется картинка с надписью «посвящается моему отцу». И, судя по страничкам в соцсетям, это не какая-то циничная шутка, а действительно попытка изжить болезненный опыт посредством творчества. Симон говорит, что сделал Bad Cheese для «всех жертв насилия — женщин, мужчин и детей, чтобы придать им сил и подарить лучик надежды».

Лично я никаких лучиков надежды в Bad Cheese не увидел. Я понимаю истории про освободительную силу творчества. Я понимаю, как проговаривание и обсуждение травматичных событий может помочь с ними психологически справиться. Я даже могу представить, как может помочь осознание того, что ты не один столкнулся с этим ужасом. Но эта игра в моем понимании — сплошная завуалированная ретравма, надавливание на больные места. Если кому-то на свете станет от нее лучше — я могу за них только порадоваться. Могу порадоваться за Симона Лукасика, если ему это помогло. Могу похвалить его за благие интенции. Но рекомендовать Bad Cheese не могу.


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

После игры вы тоже будете «похожими на себя, но более грустными»

Ради чего стоит играть:

  • Необычный для игр стиль мультипликационного гротеска

Что портит удовольствие:

  • Ни о каком удовольствии тут речи не идет
  • Серьезно, это мрачная, мерзкая и депрессивная игра на мрачную, мерзкую и депрессивную тему
  • Мы предупредили


                    Обзор Bad Cheese. Стилизованный под старые мультики хоррор вызывает больше отвращения, чем страха

Трейлер Bad Cheese

Итог

Bad Cheese — в первую очередь терапевтический проект, важный для самого автора, а не что-то рассчитанное на широкую аудиторию. В этом свете она, наверное, может быть интересна узкопрофильным специалистам в области психического здоровья. А еще любителям мультяшных мерзостей в духе «Шоу Рена и Стимпи» и ATHF может приглянуться необычный визуал. Советовать Bad Cheese кому-то еще было бы излишне. Это не компетентный хоррор и не развлекательная игра. Последнее обстоятельство, впрочем, не стоит считать упреком — это лишь констатация факта.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.