Обзор Ghost of Yotei. Томные вечера на Хоккайдо или дежавю в цветах сакуры
Этот текст, как и сама Ghost of Yotei, вряд ли сможет кого-то удивить. Рекламная кампания игры показала ее ровно такой, какая она и есть — перед нами чуть более красивая версия Ghost of Tsushima с новым протагонистом и в новом месте. Мы защитили свою самурайскую честь, отомстили за семью, посочиняли хокку и вдоволь налюбовались видами горы Йотэй — все для того, чтобы рассказать о красотах феодальной Японии и усовершенствованной формуле открытого мира.
Призрачный шепот
Неожиданно, но Ghost of Tsushima не получила прямого продолжения. События второй части серии разворачиваются спустя более чем 300 лет после финала приключений Дзина Сакая. Вероятно, разработчики не решились выбрать каноничную концовку его истории, поэтому представили новую героиню и перенесли действие с Цусимы на Хоккайдо — в те времена эта местность называлась Эдзо.
Как и принято в самурайских историях, все завязано на мести. Дочь кузнеца Ацу жила со своей семьей в тени горы Йотэй, ведя скромный крестьянский быт. Но одной ночью банда Шестерых изгоев пришла наказать ее отца за былые прегрешения. Чудом уцелев в резне и пожаре, Ацу сбежала и шестнадцать лет скрывалась на юге Японии, служа в армии и подрабатывая наемницей.
Видов на гору Йотэй будет много
Ghost of Yotei начинается с того, что героиня возвращается в родные края и сходу убивает одного из шестерки — старого алкоголика Змея. Все эти годы девушку мучала жажда мести, и история новинки посвящена тому, как она будет ее утолять. Собирая команду, прямо как для финальной миссии в Mass Effect 2, Ацу будет готовиться к стычке с главарем бандитов.
Как и в первой части, сюжет здесь лишь оправдание для происходящего да возможность показать красивые виды и толкнуть пафосные речи. Новая героиня больше похожа на человека, чем Дзин Сакай, но назвать это достижением нельзя — сценаристам просто удалось написать персонажа, чуть более живого чем бревно. В некоторых локациях разрешают мгновенно переключаться между воспоминаниями и настоящим моментом, что добавляет драмы, но сцен таких совсем немного.
Благодаря силе SSD, перемещение между прошлым и настоящим Ацу происходит мгновенно
Светлое пятно в нарративе это сама банда Шести изгоев. К моменту возвращения Ацу они занимаются тем, что пытаются создать оппозицию Сегуну и собирают армию, наводя в регионе свои порядки. С точки зрения нашей героини это откровенный бандитизм, но харизматичный лидер Сайто, наоборот, хочет в будущем дать подданым больше свободы. И уже сейчас позволяет безродным ронинам и женщинам стать самураями в его клане, не устанавливая заградительных барьеров вроде происхождения.
Но за исключением антагонистов и учителей Ацу, едко критикующих ее во время обучения, все остальные персонажи в истории нужны исключительно для выполнения своих функций. Да и диалоги зачастую заставляют желать лучшего — к сожалению, если играть не в японской озвучке, то слушать пафосные речи о чести и красоте природы просто невыносимо.
Тем временем в Эдзо тоже наступила осень
Можно похвалить раскрытие темы «Призрака». Эффектно ворвавшись в родные земли с убийством одного из Шестерых изгоев, Ацу сразу заработала себе прозвище «Онрё» — разгневанного женского духа, мстящего своим обидчикам. Продвигаясь по сюжету, героиня будет зарабатывать все более зловещую репутацию, что можно увидеть как по разговорам случайных прохожих, так и на плакатах с увеличивающейся ценой за ее голову. Вскоре местные жители начнут оставлять неугомонному «духу» дары на алтарях, в попытках задобрить или отблагодарить за борьбу с ненавистными бандитами клана Сайто.
Но не ради истории стоит играть в Ghost of Yotei. Сюжет здесь выполняет такую же вспомогательную функцию, как, скажем, интерфейс. Впрочем, остальным элементам игры удивить поклонников первой части будет также сложно.
Клинок поет ночную песнь
Перед нами по-прежнему экшен в открытом мире со всеми приколами эксклюзивов PlayStation: прятками в траве, аванпостами и прочими элементами зачистки карты. Но особенность GoY в том, что боевая система здесь практически не опирается на современные тренды — напротив, она больше напоминает какую-нибудь Way of the Samurai с PS2.
Все удары внезапные и очень рубленые, а фокусировка на враге как таковая отсутствует. Этим, а также сигнализацией атак боевая система напоминает freeflow из серий Batman: Arkham и Middle-Earth, но на этом сходства заканчиваются. Уж очень сильна самурайская специфика, отделяющая Ghost of Tsushima и Yotei от остальных игр.
Битвы с боссами и другими сюжетно важными противниками проходят в формате самурайской дуэли
Есть, конечно, стелс и дополнительные гаджеты. Метательное оружие вроде кунаев, лук с разными видами стрел и тихие убийства со спины — короче, стандартный набор для жанра. Рассказывать тут попросту нечего — тошнотные подкрадывания в траве и прочее меркнут перед зрелищными самурайскими битвами, да и вообще всю первую часть нас учили беречь честь смолоду.
В целом сражения состоят из того, что соперники поджидают атаки врага, и начинается перезвон клинков. При желании можно вообще удариться в стиль вроде того, что пропагандирует Sekiro: Shadows Die Twice и играть исключительно от обороны, ловя врагов на парировании разных видов ударов. Их не так много: обычные атаки не подсвечиваются, колющие атаки светятся синим и их нужно парировать, от красных можно только увернуться, а желтые обезоружат Ацу и их нужно контратаковать.
Тренировка левой руки дается игроку также тяжело, как и героине — просто представьте, что эту комбинацию нужно быстро нажать на геймпаде
Каждое успешное парирование или контратака наградит вас окном для внесения урона. У врагов здесь есть полоска выносливости, пробив которую можно наконец-то добраться до мякоти и начать наносить болезненные удары. Чтобы сделать это быстрее, нужно правильно подбирать оружие: враги с копьями уязвимы перед двумя мечами, большие враги беззащитны перед огромной катаной одати, щитоносцы разделываются кусаригамой и так далее.
Если переть на всех врагов с одним и тем же в руках, сражения сильно затянутся — выносливость противников почти не реагирует на неправильное оружие, из-за чего пробивать их придется долго. Поэтому и зачисткой карты лучше заниматься уже тогда, когда Ацу научится обращаться с парой дополнительных видов мечей, иначе процесс станет невыносимо тошным. В сети уже появились жалобы от тех, кто пошел зачищать опенворлд сразу после вступления — не верьте их жалобам на затянутые битвы, они просто поторопились.
Для успеха нужно постоянно менять оружие — наплевав на реализм, героиня делает это почти мгновенно даже посреди комбо
Дополнительные задания получились по качеству почти не уступающими основным миссиям. Это одновременно и похвала сайдам, и пика сюжету — по уровню проработки они в целом недалеки друг от друга. Каждая вторая охота за головами сведет вас с харизматичным бандитом и каким-нибудь игровым приколом — к кому-то, например, придется продираться под плотным пушечным огнем сквозь горящее поле, а другого выслеживать по следу из стоянок мертвых путников как в заправском детективе или третьем «Ведьмаке».
Открытый мир наполнен разными активностями. Набор остался в целом прежним, добавилось лишь несколько новых активностей. История Ацу напрямую связана с волками, поэтому иногда можно встретить волчьи логова и помочь мохнатым с их проблемами — взамен они изредка могут заглянуть в драку и помочь. И вместо сочинения хокку новая героиня рисует картины — готовьтесь нещадно водить пальцем по тачпаду контроллера.
Сбор мелодий и игра на сямисэне больше атмосферная фича, чем полноценная механика
Все остальное привычно. Тренировочные площадки с бамбуком, случайные встречи с ронинами, увеличивающие здоровье горячие источники, собирательные предметы типа алтарей с прокачкой и, конечно, аванпосты. В общем, набор из плюс-минус любой игры Ubisoft, но у Sucker Punch есть туз в рукаве.
Ghost of Tsushima уже была невероятно залипательной, но в Yotei разработчики как будто еще немного поработали над темпом и теперь в состояние потока проваливаешься сходу. Стоит лишь дойти до одной точки интереса, и тут же появляется выбор, куда двинуться следом — игра ловко подбрасывает одну за другой отметку на карте и не отпускает.
Ох уж этот знаменитый сониэкзовский стэлс
Еще авторы неожиданно решили добавить больше аркадных элементов. Например, теперь лошадь можно дополнительно ускорить, если скакать по белым цветам. Готовка, кузнечное дело и игра на сямисене оформлены в небольшие мини-игры, в которых активно задействованы тачпад, гироскоп и адаптивные курки DualSense. К счастью, после первого раза эти забавы разрешают пропускать.
В общем, нововведений в игровом процессе просто ноль, но одно то, что Yotei не пытается быть очередным soulslike, уже делает ее уникальной. Играть в такое гораздо приятнее, чем в очередную попытку совместить полоску выносливости с кривыми анимациями атак, в которые превратилось большинство современных экшенов.
В снегу сакура
Но главное, что может предложить Ghost of Yotei — невероятные виды феодальной Японии и ее восхитительной природы. Белоснежные поля цветов, осенний лес, величественные горы, сакуры в снегу и прочие «клюквенно»-туристические картины не оставят равнодушными, если у вас есть качественный экран и хоть немного чувства прекрасного.
В основном картинку тащит невероятный арт. Практически каждый вид, при небольших усилиях в фоторежиме, можно превратить в отличные обои для рабочего стола. Идеально выверенная цветовая гамма, высокая четкость и сочная анимация природы действительно превращает Ghost of Yotei в ожившую картину.
Лисы, кстати, никуда не делись — их по-прежнему можно гладить
Добавляет эстетики и диегетический интерфейс. Все условности, которые было возможно спрятать или вынести в геймплей, авторы вынесли и спрятали. Интересные места по-прежнему отмечаются дымом, кружащими птицами или, скажем, деревом с необычной листвой, а роль GPS-навигатора исполняет ветер, который всегда можно вызвать прикосновением к тачпаду.
Немного портит вид неряшливость коллизий, которая была и у предшественницы. Многочисленные одеяния Ацу постоянно конфликтуют с ее снаряжением — мечи проходят сквозь плащ или элементы костюма, а какие-нибудь перья на спине криво накладываются на колчан и лук. То же касается и физического взаимодействия — героиня, например, не умеет стоять на наклонной поверхности, по факту паря в воздухе под углом к горе.
Ради таких моментов и нужно играть в Ghost of Yotei
С технической стороны игра вообще изменилась несильно. Помимо безумно быстрых загрузок, благодаря чему тут нет главного меню, а из интерфейса PlayStation при запуске вы за две секунды попадаете в геймплей, никаких отличий от Ghost of Tsushima как будто бы и нет. Конечно, если запустить оба проекта поочередно, то в глаза бросится повышенная дальность прорисовки, увеличившаяся детализация и тому подобное, но невооруженным глазом различия найти сложно.
Ради чего стоит играть:
- Медитативный геймплейный луп, вводящий в состояние потока
- Старомодные и зрелищные драки
- Пейзажи невероятной красоты и меланхоличная атмосфера
Что портит удовольствие:
- Полное отсутствие чего-то нового и хоть каких-то экспериментов
- Сюжет стал драматичнее, но все еще нужен лишь для галочки
Релизный трейлер Ghost of Yotei
Итог
Ghost of Yotei — максимально безопасный сиквел, который минимально доработал формулу оригинала. С одной стороны это безумно скучно, а с другой нельзя назвать плохой игру, от которой настолько сложно оторваться. Невероятные красоты, жесткие самурайские поединки и работающие как часы механики открытого мира могут затянуть на десятки часов — если, конечно, не воротить нос от однообразных эксклюзивов PlayStation.