Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

0 2


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Извините за спойлер: Hades 2 великолепна. Она, конечно, может не попадать в ваши персональные вкусы, но в своей нише ей очень сложно найти ровню. Самый проработанный и богатый на контент экшен-рогалик со времен… ну, собственно, первой Hades! И что, у кого-то были сомнения? Уже по раннему доступу было понятно: небо синее, вода мокрая, Supergiant Games снова выдали топовую времяубивалку, от которой дико тяжело оторваться. Поэтому давайте я на этом месте прекращу воспевать разработчикам очередную оду — на них и так патока со всех сторон льется. И постараюсь сделать что-нибудь более полезное. Хотя бы расскажу, что принципиально нового добавили и изменили в игре с периода раннего доступа. А потом включу режим душнилы и обязательно накопаю хоть какие-то минусы в явном претенденте на GOTY (но едва ли фаворите).

Аид-ликбез

Супер-краткое содержание прошлых серий. В Hades 2 мы выступаем за новую героиню: дочь Аида и сестру протагониста первой части Мелиною. За прошедшие с концовки оригинала годы над царством теней нависла новая угроза: повелевающий временем могущественный титан Кронос, занял трон и взял все семейство Мелинои в плен, упустив лишь юную принцессу подземного мира, которая до кучи приходится ему внучкой. Ну, вы знаете, эти герои древнегреческих мифов и их семейные дрязги!

Героиня сумела ускользнуть от взора Кроноса в глубокой лесной чаще. Там она упорно тренируется в искусстве тайной магии под предводительством своей наставницы Гекаты и обзаводится помощью олимпийцев, чтобы нанести незванному деспоту неожиданный удар. Но как переиграть того, чья природа — само время? Одолеть такого противника окончательно будет ох как непросто.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Буду резать, буду бить

К счастью, к услугам Мелинои оказывается внушительный арсенал зачарованного оружия, который еще более разросся к полноценному релизу. К посоху, топору, парным клинкам, факелам и черепу-гранате добавилась «Черная броня» — это такой волшебный джетпак с парой ракетниц и каменными перчатками для ближнего боя. Ее как будто специально создали для тех, кому прежний набор снаряжения казался слишком обычным!

Но тут в любом случае есть из чего выбрать: у каждого оружия есть по четыре аспекта — разных воплощений со своими свойствами, бонусами, а порой и целыми уникальными мувсетами. Итого 24 варианта! Особенно экзочично выглядят секретные четвертые аспекты — чтобы их открыть, придется помучаться, но оно того стоит. Например, секретный аспект посоха позволяет вонзать его в землю, сотрясая округу разрушительным звоном. А факелы с секретным аспектом превращаются в кружащие вокруг Мелинои защитные турели, автоматически расстреливающие врагов — удобно, необычно, но в управлении есть свои тонкости, требующие освоения.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Боссы эпичны, как и стоило бы ожидать от мифических чудищ

Это уже крепкая основа для реиграбельности, которой позавидовали бы многие рогалики. Но в Hades 2 это лишь фундамент, который дополнен огромным количеством дополнительных механик и тонкостей. Тут и прокачиваемые зверушки-питомцы, среди которых есть бросающийся под удар вместо хозяйки ручной хорек и зачаровывающая духов гипножаба. И знакомые по первой части амулеты-сувениры от разных персонажей — правильный выбор такого амулета в нужный момент запросто может затащить обреченную на провал попытку. И магические ритуалы, которые требуют определенных ресурсов для проведения, зато добавляют в подземелья всякие полезные инструменты и точки интереса. И колода из 25 карт Таро, которые дают дико полезные пассивные навыки, но выбирать их приходится с осторожностью: не все арканы сочетаются между собой.

Главное, что все эти фишки в совокупности превращают забег по местным подземельям в серию интересных решений. Игроку постоянно приходится оценивать возможные риски и потенциальные награды. Например, одна из новых возможностей в релизной версии позволяет по ходу забега сойтись в дуэли против одного важного и любимого в сообществе персонажа. Причем чем раньше вы это сделаете, тем больше бонусов получите в случае победы. Но на раннем этапе героиня еще не слишком прокачана и в таком бою ей придется нелегко. В какой момент пора рискнуть и испытать себя? Решать вам. И подобных механических дилемм в игре предостаточно.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

«Комнаты» на полях скорби куда просторнее, чем во всей остальной игре — можно заплутать, а можно и на опциональную награду наткнуться 

Что наверху, то и внизу

Hades 2 во многом сохранила структуру прохождения из первой части: мы все так же зачищаем от врагов комнату за комнатой, приближаясь к очередному боссу и собирая по пути дары разных богов, пытаясь сложить из них какое-нибудь имбалансное комбо. А в мирные сегменты укрепляем дружеские или романтические отношения с другими героями, осыпая их вниманием и спаивая нектаром. Богов-дарителей тоже стало больше: компанию пополнил воинственный Арес, пассивки которого наносят врагам резкий взрывной урон и выбивают из них сгустки плазмы, ускоряющей все движения и атаки Мелинои. Но куда более важным дополнением стал полноценный второй данж, сопоставимый по размерам с подземельями Тартара: в раннем доступе он был достроен лишь до второго этажа, а теперь предстал перед игроками в полной красе.

Теперь вместо того, чтобы отправиться на разборки с Кроносом под землей, Мелиноя может предпочесть путь наверх, к Олимпу, который тоже страдает от нападения неожиданного и могущественного врага. Каждый путь сулит свои испытания и набор боссов. Разумеется, для прохождения надо будет осилить оба маршрута — и не раз. Но такая развилка добвляет еще больше реиграбельности: если задолбает разбиваться об атаки деда, можно отвлечься и попытать счастья в земном мире! Тем более, что пейзажи там на заглядение.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Олимпийцы рады были бы принять Мелиною в своем доме — но и там неспокойно

Сильно доработали систему «Страха» — гибких настроек сложности, позволяющих перед каждым забегом набрать себе дебаффов на любой вкус: меньше лечилок, больше уровна врагам, жесткий таймер для спидраннеров… Но это все мы видели и в первой части, а что по-настоящему становится крутым сюрпризом, так это опция усиления боссов. 

Теперь вместо каждого из восьми основных боссов можно сразиться с его усиленной версией. И как же круто, что это не просто более жирные враги с парой новых атак и разросшейся полоской HP. А тотальные и неожиданные переосмысления уже знакомых боссфайтов. Нередко помимо основного противника в бой будет вступать какой-нибудь его помощник и, черт возьми, разрабы тут придумали несколько крайне необычных союзов. Разумеется, все они по традиции сопровождаются забавными диалогами и комментариями всех участников действа. Спойлерить не буду — это стоит увидеть своими глазами.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Обратиться за помощью к родственникам можно даже во время битвы, воззвав к одной из каменных статуй — та осыпет врагов градом ударов

При этом Hades 2 остается игрой множества необязательных, но очень симпатичых деталей, которые запоминаются и про которые хочется рассказывать. Например, про то, как алкаш и кутяка Дионис дарит героине в качестве амулета листочек фигового дерева. Которым на античных статуях известно что прикрывали. Про то, как вечно куда-то спешащий Гермес разговаривает исключительно скороговорками. Про концерты девичей рок-группы «Сцилла и русалки», которая поет о том, как выцарапает Мелиное глаза и утащит на дно. Это все, конечно, если у вас не вызывает стойкую аллергию местное поп-культурное прочтение древних мифов. Но в таком случае вы еще с первой части должны были поставить на этой франшизе крест.

Даже всякие механические условности находят тут забавное объяснение. Скажем, как и в первой Hades здесь встречаются комнаты, где нужно выбрать дар от одного из двух богов. И тогда тот олимпиец, от помощи которого вы отказались, обрушит на вас свой гнев: придется отразить несколько волн врагов, попутно уворачиваясь от серии фирменных божественных атак. В одном из недавних забегов мне преложили дары от Гефеста и Афродиты, и я в тот момент предпочел богиню красоты. «Ноль вопросов, я бы тоже выбрал Афродиту», — сказал на это мастер кузнечного дела. «Но ты же понимаешь, она теперь ждет, что я буду за нее сражаться! Так что ты уж извини, ничего личного!»


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Ты, по-моему, перепутал

Божественный черрипикинг

Ладно, думаю по тексту уже понятно, что я хочу его поскорее опубликовать и сделать еще пару забегов, так что перейдем к интересной части: душнильству и докапываниям до одной из главных игр года. И я прошу воспринимать это именно как докапывания — Hades 2 все еще топич. Но это не знчит, что я не вижу в ней недостатков.

Ну, например, баланс. Понятно, что идеально сбалансировать 24 разных оружия с разными мувсетами и опциями — задачка не из простых, и никто не требует от Supergiant Games идеального баланса. Но в Hades 2 на данный момент по этой части есть реально странные перекосы. Которые становятся еще страннее, если почитать описания патчей. Авторы продолжают убивать нерфами и без того средние или слабые пушки, а настоящая имба остается имбой: топор с дистанционным взрывом и дефолтный посох по-прежнему разносят врагов в щепки.

Местами еще и чувствуется гиперкомпенсация. Помнится, в раннем доступе факелы были, пожалуй, самым неудобным и спорным оружием. Теперь их дискуссионно можно считать самыми сильными. А вместо них совсем печально выглядят двойные клинки. Короче, поводы для правок еще есть, и довольно очевидные.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Это судно в огне, но докуда надо — доплывет

Немного нытья, которое можно списать на skill issue: мне все еще не нравится, что у одного из финальных боссов есть несколько ваншотающих атак. Я убивал его десятки раз, и меня это по-прежнему бесит. Это грязь и слишком жесткое наказание за одну ошибку, а до кучи к ней еще и невозможно заранее подготовиться: мое сочувствие всем игрокам в момент, когда они впервые дойдут до этой битвы.

В игре, на мой вкус, все еще многовато фарма. Самое неприятное здесь — рандом в дропе нужных для ритуалов компонентов. Мне в какой-то момент по одной сюжетной ветке нужно было собрать пару растений — так они мне дропнулись где-то с пятнадцатого прохождения локации, на которой они спавнятся. Это не норм, и можно было бы обставить удачнее: допустим, заставить игрока пожертвовать каким-нибудь другим ресурсом для их сбора. Но не заставлять раз за разом тянуть соломинки и обламываться.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Для Харона тут, видимо, слишком морозный климат, поэтому товары охраняет вот такое очаровательное пугало

Ну и еще одна персональная, но важная для меня придирка. В превью раннего доступа я радовался тому, насколько Мелиноя играется иначе, нежели Загрей из первой части. Он был ловкачем, в считанные мгновения пересекавшим комнату, развешивая по дороге люлей каждому встречному. Мелиноя — волшебница. Или, как говорят в отношении всяких action-RPG, кастер. Менее мобильная, но с большим количество опций по контролю толпы, AoE-атакам и всевозможным дебаффам. Это ощутимо иной стиль игры. Иии… в итоговой версии он все еще ощущается иным. Но не в той степени, в какой мне бы хотелось. 

Мне особенно жаль, что Мелиноя все еще решает большинство оборонительных задач рывком с временной неуязвимостью. При том, что у нее есть другие защитные опции — та же замедляющая врагов печать. Но большую часть времени ты все равно проводишь в цикле дэш-атака, дэш-атака… И я был бы рад, если бы темп геймплея отличался еще больше. А так приходится обвинять Hades 2 в том, что она слишком похожа на Hades. И кто в этой ситуации выглядит дураком?


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Отведайте силы любви, хтонические супостаты! С нами Афродита!

Главное — семья. Опять

А вот некоторые проблемы игры с повествованием трудно не заметить, как к ней ни относись. Нет, не пугайтесь, в целом сценарий все так же живо написан, диалоги слушать интересно, и они регулярно заставляют хихикнуть вслух. С сюжетом тут есть две конкретные проблемы, напрямую связанные между собой.

Во-первых, личность главной героини. Понимаю, что это отчасти дело вкуса, но по-моему, она просто вопиюще никакая. И это особенно бросается в глаза, когда есть примеры более живых второстепенных персонажей, включая камео очень ярких героев первой игры. Мелиноя раз за разом повторяет фразу «Смерть Кроносу», подчеркивая, что вендетта стала для нее главным делом всей жизни. Но черт возьми, должно же в ней быть что-то личное кроме миссии! Она ведь и в мирные моменты во время бесед с друзьями дико теряется на их фоне. Сплошная «Смерть Кроносу» головного мозга. И это становится вдвойне проблематично в свете второй проблемы.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Симулятор свиданий с древнегреческими богами — теперь со сценками на горячих источниках!

Концовка… как минимум спорна. Потому что полемична в отношении тона и содержания всего, что ей предшествует. В Hades 2, конечно, достаточно забавных моментов, но основаня история была довольно мрачной и начиналась как жесткая драма. А заканчивается как помесь комедийного ситкома и «Форсажей». И то, и другое — рабочие сами по себе способы рассказать историю. Но при поытки их столь бездумно соединить возникает адовый диссонанс. 

Можно сказать, что эта концовка делает нарратив Hades 2 ближе к первой части, возвращается к ее ключевым темам. Но без подготовки должной почвы это кажется искусственным, дешевым трюком. Еще и обесценивающим некоторые сюжетные арки. Мне к этому моменту было более-менее пофиг, я догадывался, к чему все идет и уже не был столь инвестирован в историю. Но, судя по комментариям и пользовательским отзывам, у значтельной части аудитории такая развязка вызвала нешуточное раздражение. И я не могу их в этом винить.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Вечно спящему Гипносу нашлось какое-никакое применение — довольно забавное. Но казалось, что его арка будет поважнее

А ты точно GOTY?

Но, если вам показалось, что всех вышеописанных претензий к Hades 2 недостаточно, ознакомьтесь с мнением нашего редактора Фила Кучканова! Он числит первую Hades в тройке самых любимых игр всех времен, но категорически не смог проникнуться сиквелом — и сейчас расскажет, почему.

Мне не удалось полюбить Hades 2. Игрожурское нутро кричит, что это прекрасная игра. Здесь всего больше, все прыгает выше и становится сильнее, как в олимпийском девизе. Но если в первой части я оставил 96 часов, выбив все достижения, то вторую я несколько раз удалял и переустанавливал, пытаясь распробовать. Так и не смог.

Вы по традиции можете закидать меня чем-то гнилым в знак несогласия, но я противлюсь почти всему в этой игре. В первой части каждый забег напоминал мне серфинг. Будь я горячим австралийским парнем с кубиками пресса и пышной копной золотистых волос, точно катался бы по волнам с таким же легким чувством, как играл в Hades. В сиквеле каждый забег — это езда на лыжах по асфальту.

Мне не нравится оружие — мне кажутся медлительными даже серп с кинжалом. Оттого смешнее, что в первый раз Хроноса я убил здоровенным топором.

Мне не нравятся дары богов. Некоторые делают атаки абсолютно бесполезными. И они так сильно меняют стиль геймплея (от очень быстрого до супер медленного), что каждый раз подстраиваться под забег мучительно больно.

Мне не нравится, что в Hades 2 намного больше таймингов. Некоторые сражения напоминают Dark Souls без перекатов. Хронос вообще может ***** себя в **** своими ***** атаками, ***** он конем. Даже Мелиноя шутит в одном из диалогов, что она «в основном уворачивалась» от Хроноса, нежели навязывала ему борьбу.

Наконец, сюжетно первая часть кажется мне более цепляющей. Словно она структурирована с какой-то хитрецой. История начинается с бунта юноши в стиле «У-у-у, батя, гад, гулять не пускает», а заканчивается сказкой о богах и людях. Hades 2 сразу встречает мрачняком: злодей всех похитил и пленил, Мелиноя рождена машиной для убийства главного негодяя, все в «хабе» страдают, всем плохо, все ждут, когда этот гад Времени сдохнет, все в кандалах, цепях. В общем, «не рабочий вайбик».

Это хорошая игра. Но так бывает — не зацепила. А жаль.


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Филипп Кучканов Любит Hades, но не Hades 2


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Вендетта вендеттой, а рыбалка строго по расписанию

Ради чего стоит играть:

  • Настолько стилистически и механически отполированные игры выходят в жанре раз в несколько лет
  • Тонна контента и реиграбельности позволят растянуть процесс на сотни часов
  • Бонусом — новая порция симулятора свиданий с древнегреческими богами
  • Гибкая настройка сложности позволяет сделать игру доступной или хардкорной ровно настолько, насколько вам надо
  • Офигенный саундтрек и озвучка

Что портит удовольствие:

  • Скомканная концовка основного сюжета
  • Характер главной героини — никакущий, особенно на фоне более ярких второстепенных персонажей
  • Геймплей стал больше похож на первую часть — минус для тех, кто хотел чего-то принципиально иного
  • По части баланса авторам есть куда расти


                    Обзор Hades 2. Ищем подводные камни в главном рогалике года

Геймплейный трейлер Hades 2

Итог

Hades 2 — удачный микс старого и нового, узнаваемого и свежего. Плюс фирменный уровень полировки всего и вся, свойственный Supergiant Games, и тьма-тьмущая контента. Я уже спустил в этой игре без малого сотню часов и чувствую, что делов там мне хватит как минимум на столько же. Очень трудно отделаться от этого желания сделать «еще один ластецкий забег перед сном», а потом глянуть на часы и понять: атас, через полчаса на работу! Всегда есть повод опробовать другое оружие, другой билд, другого спутника, другую комбинацию даров и дебаффов… В общем, таким и должен быть классный рогалик: большим, аддиктивным, реиграбельным.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.