Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

0 3


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

«Лихо одноглазое». Или ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ в соответствии с повальной модой на маюскул? Третья игра студии Morteshka — российской команды разработчиков, зародившейся в Перми и прославившейся карточной RPG «Черная книга». От ролевой игры к хоррору — неожиданный поворот. Но только если не знать, что Morteshka еще с дебютного проекта «Человеколось» специализируется на мифологических и фольклорных сюжетах народов России. Ибо уж где-где, а в сказках жути достаточно. И в частности, сказка про то, как кузнец с портным отправились «искать лихо», а набрели на логово великанши-людоедки выглядит как отличная основа для интерактивного ужастика. Итоговая картина, впрочем, оказывается сложнее и неоднозначнее, чем банальная «игрализация» известного сюжета.

Черно-белые сны

Но давайте начнем с чего-нибудь простого. Например, «Лихо» — это просто очень красивая игра. Речь, разумеется, не о графике, а о постановке и визуальном стиле. При том, что черно-белый фильтр в современных трехмерных играх заранее вызывает скепсис. А тут еще и картинка по задумке должна была быть почти квадратной, что в твоем «Маяке» Эггерса, оставляя по бокам экрана здоровенные черные полосы. В итоге такой формат оставили только для катсцен и как дополнительную опцию. Сразу тянет заподозрить авторов в попытке выстроить какой-то псевдоинтеллектуальный «артхаусный» (в самом бранном смысле этого дурацкого слова) фасад. Подозрения развенчиваются буквально сходу.

Первая же сцена завораживает. В роли кузнеца мы бьем молотом по раскаленной заготовке. Резкая склейка: и вот уже наш герой с той же механичностью заливает в себя стакан за стаканом в каком-то кабаке. Несколько секунд, ни единого слова — и игрок уже может догадаться, с чего вообще героя потянуло «искать лихо» (догадка позже подтвердится и словами). Но тут на дне очередного стакана высвечивается отблеск луны. А спустя мгновение мы смотрим на горящий в черном небе полумесяц, который терзает клювом сидящий на ветке дерева ворон. Вслед — еще ряд мощных запоминающихся образов на пару с образцовым монтажом. Словно отрывок с проклятой кассеты из «Звонка», но если бы Садако Ямомура росла на русских народных сказках.

Что это: пьяный сон? Жуткое предзнаменование? Прежде всего — образцовое, увлекательное и остроумно выстроенное вступление. И если бы только эти похвалы можно было адресовать в сторону остальной игры.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Вступительная сцена «Лиха» очень вкусно смонтирована. Не единственный пример подобного в игре, но один из самых ярких 

Потому что визуальная красота-то не прекращается. Но вот уже кузнец с портным отправляются в темный лес, находят изнакурнож, и начинается геймплей. В чем он заключается? Ну, во-первых, мы можем ходить (ура!). Во-вторых, собирать предметы и водружать их на очевидно предназначенные для этого места (это называется «головоломки»). В-третьих — использовать коробок с бесконечными спичками, чтобы освещать темные уголки и сжигать на пути разные препятствия (авторы называют это «огненной механикой» — хочется надеяться, что с иронией). И это примерно все, за исключением опционального сбора коллекционных предметов и еще пары околоспойлерных механик из второй половины игры. 

Ну, то есть, налицо случай слегка обремененного дополнительными фишками симулятора ходьбы. В принципе, не то что бы проблема, мы тут не людоэссенциалисты, которым только геймплея подавай, и побольше-побольше. Но от таких игр, соответственно ждешь, что они будут тащить чем-то помимо геймплея. Сценарием. Повествованием через окружение. Погружением в атмосферу. Необычным взглядом на жанровые конвенции. Все это в разных пропорциях в «Лихе» присутствует. Но почти по каждой из этих сторон игры возникают вопросы.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Тропинка выведет

За порогом костяного дома

Кажется, одна из центральных коллизий «Лиха», отражающаяся и на сценарии, и на атмосфере, — неоднозначный подход авторов к обращению со сказочной формой. Во многих моментах они тщательно соблюдают если не канон оригинальной сказки, то по крайней мере чтят сказочный дух. Ему подчинены и фабула, и поведение героев и их диалоги. В отрыве от сказочной логики они были бы бессмысленны и смехотворны, зато в ее рамках — абсолютно органичны. Но при этом авторы тщательно раскладывают на пути игрока элементы, которые категорически не стыкуются со сказочной атмосферой, даже напротив — агрессивно из нее выдергивают.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Я часто отключаю в играх всякие агрессивные цветовые фильтры и пленочную зернистость, но тут рука не повернулась — красиво, собака, как ни крути

Ну, ладно еще бесконечный коробок спичек. Они, если что, появились только во второй половине XVIII века, а тут по антуражу как будто, скорее, Древняя Русь с берестяными грамотами и явно стилизованным текстом. Но положим, в том же XVIII веке были Гоголь, Афанасьев, и вообще мифологическое сознание никуда не делось. Ладно еще разбросанные по всей игре коллекционные матрешки с явно вырывающимся из общего образного ряда дизайном. Пасхалка есть пасхалка: Снейк в MGS3 вообще игрушечных обезьянок из Ape Escape в советских джунглях расстреливал. Уже труднее принять расставленные почти в каждой локации сундуки с кодовыми замками и номеронабирателями. Но ничуть не меньше сказочную атмосферу рушит и их содержание. 

В сундуки запрятаны страницы из волшебной книги, которую находит кузнец на раннем этапе игры. На каждой из них записаны сюжеты со всего света, объединенных общими мифологемами. Знаете, Одиссей и Синдбад тоже от гигантских людоедов убегали. И вот открываешь ты очередной сундук с кодовым замком, достаешь страничку, читаешь отрывок сказки, а под ним сноска: «Издательство “Наука”, 1986 год». Ну елки-палки, а. Я понимаю, когда это сделано один раз в виде эпиграфа какого-нибудь. Но каждые несколько минут? О каком погружении в сказку вообще можно говорить?


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Из подземного мира прежним уже не воротишься

У меня есть предположение, чего хотели достичь создатели такими средствами. Чтобы игрок, во-первых, прожил сквозь сказку, ощутив все ее страсти на своей шкуре. Поэтому, собственно, «Лихо» — игра, а не какой-нибудь мультик. А во-вторых, чтобы игрок посмотрел на пройденный путь со стороны. Погружался то в саму сказку, то в ударный курс фольклористики. Возможно, отсюда и все эти отсылки, которые далеко не ограничиваются отрывками из сказок.

«Лихо» вообще удивительно эклектично. Есть тут и прямые, и косвенные цитаты, и текстовые, и визуальные. Отсылки к евангельским текстам и апокрифам, Арнольду Бёклину и Франсиско Гойе, даже к продукции киностудии A24 (клянусь, я это не выдумал на ходу).


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Ну вы поняли, поняли?

Мне это напомнило какой-то студенческий семинар, где все набрасывают ассоциации на заданную тему, и это вроде как должно навести участников на какие-то открытия. Иногда авторы с этим набрасыванием ассоциаций реально попадают в яблочко. Скажем, тут встречаются сцены и образы, где четыре символа евангелистов отождествляются с четырьмя всадниками апокалипсиса. Круто. Остроумно. Понятно, к чему — такое необычное выворачивание наизнанку каноничного христианского образа в мире нечистой силы.

Но многие отсылки и сопоставления тут не идут дальше интеллектуальных подмигиваний. «Кстати, а еще эта мифологема встречалась у такого-то народа в такой-то сказке!» И все вокруг: «О, да! Точно! Как интересно!» Но вот почему это интересно? Что нам это дает кроме возможности блеснуть знанием на каком-нибудь квизе? Эти вопросы либо не поднимаются, либо остаются без ответа. Думайте сами, решайте сами.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

А где-то авторы вполне органично вплетают в игру заимствованные культурные элементы

И это, если что, не упрек в адрес авторов. Просто будьте готовы в том, что эту пищу для ума придется разжевывать и переваривать без их активного вмешательства. Morteshka не стесняется выражать симпатии в соцсетях и делать в игре отсылки к пресловутому «Маяку» Эггерса. Но по мне, «Лихо» больше похоже на «Ведьму» — дебютную картину того же режиссера про сатанинские страсти в детально воссозданном антураже Новой Англии XVII века. Дескать, вот вам очень аутентичная и очень красочная реконструкция, плюс контент «на подумать», а дальше сами разбирайтесь. Тоже рабочий творческий подход. Но не универсальный. Есть ощущение, что после прохождения многие останутся с вопросом «Ну, и к чему это все было?»

Ох уж эти сказочники

При этом подчеркнем, что получить удовольствие от «Лиха» можно и без погружения в весь этот фольклорный и культурный контекст — можно кайфовать чисто от эстетики и профессиональной работы. Там, где это получается. На скромный, но уместный для симулятора ходьбы хронометраж в 4-5 часов у авторов вполне хватает эффектных монтажных стыков и красочных пейзажей. Местами прямо дух захватывает, а рука сама тянется к кнопке скриншота. И все это наше, родное! И травинка, и листок, и отрубленные головы на паучьих лапках. Но близко лучше не подходить — есть риск попадания мыла в глаза. Плюс некоторые эффекты либо забагованы, либо просто выглядят странно и неуместно. От кубической морской пены я до сих пор до конца не отошел.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Не знаю, должно ли это так выглядеть. Стилистически в общую картину не вписывается. Но если это баг, то, кажется, единственный в игре

Не легче и от попыток авторов пугать. Может быть, я зажрался и переиграл в слишком много хорроров, но местные «скримеры» гораздо чаще вызывали у меня неловкость, чем испуг. Ого, мы зашли в тупик, оборачиваемся и — бу! — перед нами появляется хреновина, которой там прежде не было. Я могу понять желание на мгновение побыть «русской A24», но зачем даже на мгновение становиться «русской Bloober Team»? Надо признать, более изящные пугающие моменты в игре тоже есть. Но количественно перевес не в их пользу.

Зато к чему не подкопаться, так это к звуку — опять. Тут Morteshka ничуть не растеряла хватку со времен «Черной книги». Гнетущий саундтрек с элементами народных инструментов играет строго в тему, а в пейзаже звуковых эффектов можно найти немало классных необязательных, но симпатичных деталей — дикая уважуха тем, кто этим занимался. Русская озвучка тоже в полном порядке, но за это, видимо, стоит как минимум в равной степени благодарить студию GamesVoice.


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Оно уже не тихо

Но, пожалуй, главная заслуга «Лиха» в том, что Morteshka продолжает выдавать необычные и фирмовые независимые игры, которые едва ли выпустила бы какая-то другая студия. Произведения, пропитанные народной культурой, но не зацикленные на ней и не прикрывающие «нашестью» свои огрехи. Да еще и принципиально отличающиеся друг от друга. Редкий случай. И его стоит ценить.

Ради чего стоит играть:

  • Несравненный антураж страшной русской сказки
  • Остроумные визуальные находки и монтаж
  • Интерактивный семинар по фольклористике
  • Отличный саунд-дизайн, озвучка и саундтрек

Что портит удовольствие:

  • Слишком много выдирающих из погружения элементов
  • Интерес от геймплея сомнителен
  • Попытки напугать порой заставляют закатить глаза
  • Многочисленные отсылки и цитаты не всегда складываются в единую картину


                    Обзор игры «Лихо одноглазое». Ударный курс фольклористики в хорроре по мотивам русской народной сказки

Трейлер игры «Лихо одноглазое»

Итог

Вряд ли «Лихо одноглазое» ждет успех уровня «Черной книги» — это куда более авторское, андеграундное произведение, отчасти напоминающее в этом дебютную работу студии «Человеколось». Более смелая, но в конечном итоге и более спорная игра. Зато и обсуждать ее чертовски интересно. Может, даже интереснее, чем проходить. А если вы хотели чего-то ближе к «Черной книги» — не стоит расстраиваться. Вроде бы, Morteshka все еще планирует прямой сиквел.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.