Обзор No, I’m not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

0 10


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Страх чего-то чуждого и опасного в человеческом обличье с незапамятных времен является традиционным тропом для пугающих историй: от мифических оборотней и диббуков до доппельгангеров из литературы эпохи романтизма, от мятежных андроидов и мимиков до «Вторжения похитителей тел» и «Нечто». Свежий хоррор No, I’m not a Human от российской инди-студии Trioskaz полагается именно на этот сорт страха. В нем практически нет опостылевших скримеров. А жесткие и кровавые сцены хоть и представлены в изобилии, но продиктованы больше стилем, нежели навязчивым желанием шокировать. Главный прием в арсенале игры — гнетущее напряжение от неизвестности в моменты, когда приходится отвечать на вопрос: «Кто перед тобой? Человек или нечто иное?». И до поры до времени он работает блестяще. Где-то часа два-три, если быть точнее.

Кто стучится в дверь моя?

Мир No, I’m not a Human, во многом похожий на наш, оказывается на грани апокалипсиса из-за резкого всплеска активности на Солнце: вспышки буквально выжигают землю до той степени, что днем выходить на улицу становится невозможно. А ночью приходят Гости — существа неизвестной природы, очень успешно маскирующиеся под людей и не менее успешно истребляющие их по одиночке. Держаться одному — все равно что заранее подписать себе смертный приговор. 

В городах нарастает паника и паранойя. Власти берутся искоренить проблему жесткими методами, но сами явно не понимают, с чем столкнулись. Чтобы справиться с напастью, люди держатся группами в домах-убежищах. Именно в роли владельца такого дома игроку на протяжении дюжины дней и ночей придется раз за разом выглядывать в дверной глазок и решать: впустить ли очередного захожанина или оставить за дверью. И последствия его решений ой как аукнутся в дальнейшем.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Не то Слендер, не то акселерат

No, I’m not a Human быстро цепляет и очень вовлекает при первом прохождении. Игрок сходу наделяется тонной агентности — властью принимать Важные Решения с Высокими Ставками. Ему буквально приходится судить, кто заслуживает шанса жить, а кто нет. Позиция героя схожа с позицией таможенника в Papers, Please, только еще более инфернальна. Не только стучащимся в дом можно дать от ворот поворот (что почти всегда обречет их на смерть). На любого жителя дома можно наставить ружье и выстрелить. А иногда нужно. При этом, у игрока почти никогда не будет на руках полной информации. Как определить, человек ли перед тобой? На что полагаться? Внешний вид, характер, поведение?

По телевизору со временем передают перечень симптомов «Гостей»: безупречно белые зубы, грязь под ногтями, странная аура на фото… Но можно ли им доверять? И даже если да — сколько симптомов достаточно, чтобы отправить человека на смерть? Может, у него грязные руки оттого, что он землю на работе копал! А стоит ли пускать в дом всамделишного человека, но очевидно агрессивного и хамоватого? Чем больше людей — тем надежнее, но черт его знает?… Основания для решения почти всегда недостаточны, а последствия — потенциально чудовищны.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Это ничего, это для общего блага!

Тревогу нагнетает и тот фактор, что поначалу не знаешь, чего именно ждать от гостей. Когда именно они нанесут свой удар? Что его спровоцирует? Кто окажется в опасности? Пришельцы тоже раскрывают свои «правила игры» постепенно. И они оказываются не единственной помехой. Со временем в дом нагрянет карантинная служба и заберет на проверку случайного жителя. Возможно — вашего самого проверенного и надежного союзника. А потом — еще одного. А потом — еще двух. Не нравится? Что поделать — такие порядки. 

За ними еще заглянет охотник на Гостей с АК наперевес, и тут уже вам придется доказывать свою человеческую натуру. А каждые несколько дней порог будет мозолить очевидный упырь с обложки игры, мерзко улыбаясь и заискивающе спрашивая: «Слууушай… А ты один дома?» И боже вас упаси ответить ему утвердительно.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Чувствую-чувствую. Чувствую, пора прекращать реагировать на стук в дверь

Есть у вас в этой борьбе и союзники. Например, главный оплот человечества в условиях изоляции — курьерские службы! И бодрящий кофе, восполняющий энергию завезут, и сохраняющий игру чайный гриб, и скоротать минутку разговором помогут. Только не обессудьте, если беседа выйдет излишне мрачной — работа непростая. А еще со временем в доме может поселиться немного уродливый, но дружелюбный рыжий котейка. На деле — настоящий сторож, способный пару раз предотвратить запланированные злодеями убийства.

Но в целом — да, здесь все очень плохо и будет только хуже. Жара с каждым днем нарастает, жители дома параноят, паникуют и депрессуют. Некоторые предпринимают фатальные эмоциональные поступки, которые становятся приговором для них и/или окружающих. И до конца — каким бы он ни был — доживут точно не все. Усеянный трупами путь к первой для игрока концовке — лучший опыт, который способна предложить No, I’m not a Human. И возможно, им стоит ограничиться. Потому что при последующих перепрохождениях и попытках «посмотреть всех», на поверхность начинает вылезать больше проблем.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Зумерка вне подозрений. Пока что

Disposable Heroes

И ведь вроде бы, в No, I’m not a Human есть грамотные задатки для реиграбельности. Во-первых, как уже было сказано, концовок несколько, и некоторые из них заполучить реально непросто. Во-вторых, при каждом новом заходе истинная природа большинства персонажей рандомизируется. Тот, кто в одном прохождении был человеком из плоти и крови, в другом сейве может оказаться безжалостным убийцей. В третьих, героев тут прям дофига, и за одно прохождение вы всех точно не увидите. Я даже на пятый-шестой заходы встречал новые лица. 

Хотя правильнее будет сказать «рожи». Перекошенные, гротескные, отталкивающие и подозрительные… Которые чертовски интересно разглядывать! Местный жутковатый визуальный стиль, напоминающий работы Дэвида Фёрта и Сайриака Харриса как нельзя лучше подходит ужастику про подозрительность и монстров под людской кожей. И даже спустя часы остается одним из главных достоинств игры.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Отдельное меткое визуальное попадание — убранство квартиры. Чую, где-то в недрах этого серванта наверняка лежит чайный сервиз в цветочках

Беда в том, что со временем становится ясно, что помимо запоминающихся внешних образов местные персонажи мало что из себя представляют. Чаще всего их характер низведен до одной единственной яркой черты, причем нередко эксцентричной или комической — этим они немного напоминают ансамбль героев серии Danganronpa. Они все тут слишком поехавшие. Даже по меркам предапокалиптического сеттинга. До такой степени, что женщина, таскающая на спине труп своего друга, кажется среди них образцом адекватности. И при этом слишком одномерные. 

Вкупе с тем, что их простенькие истории приходится выслушивать снова и снова это приводит к печальному побочному эффекту. При перепрохождениях они воспринимаются уже не столько как герои, сколько как ресурсы. Главное, чтобы людей в доме было больше чем Гостей, а кто эти люди — уже дело десятое.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

У вас все дома? Ну и ладно

Хоррор с нервным тиком

 

Куда больше проблем при более близком знакомстве всплывает и по части сценария в целом. Стиль диалогов как минимум спорный: на мой взгляд, он слишком изобилует не всегда уместно звучащим матерком и шутками-прибаутками. Всего должно быть в меру. Мне в этом почудилась не вполне удачная попытка исполнить Сорокина у нас дома (которому тоже не чужд бади-хоррор), хотя я и совершенно не уверен, что авторы на это нацеливались. Но это дело вкуса. Скажем, если вам понравилась русская локализация Katana Zero, то и местный текст, скорее всего, зайдет.

Но вот где авторам стопроцентно отказало чувство меры, так это в количестве отсылок. Тысячи их! Ну ладно, десятки. Но до чего они тут лезут тебе в лицо. Отсылки к Disco Elysium и к Hatred. К «Твин Пиксу» и «Звездным вратам». Крипипастам и ютуб-сериалам. На песни «Сплина» и на Noize MC (признан иноагентом). Отсылки на стихи Бродского, Цветаевой и Мандельштама. И еще тьма-тьмущая, несметная прорва отсылок к текстам Егора Летова. 


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Концептуализация (Средне): ПРОВАЛ

В какой-то момент они просто слишком перетягивают одеяло на себя, слишком отвлекают от реального содержания. Как-то сложно всерьез воспринимать мрачную историю про апокалипсис, когда у тебя дома сидят Пророк Санбой и пацан в майке с «Амогусом», угорающий по «ставкам на спорт». Такого ждешь от игр-мемов за 228 рублей, а No, I’m not a Human, казалось бы, все-таки претендует на нечто большее.

И ладно бы за ними было какое-то двойное дно или будь они как-то толково вписаны в повествование. Здесь это лишь порция ягод-вспоминашек, постмодернистские приколы да интеллектуальные подмигивания. Когда тебе подмигивают настолько часто, начинает казаться, что у собеседника нервный тик. Причем поданные настолько в лоб. Нам мало показать сцену из Disco Elysium, надо дополнительно сказать, что наблюдающие за висельником зеваки «похожи на детективов». Чтобы точно дошло. Дорогая студия Trioskaz, я тоже безумно люблю «ДСЖ» и «Реанимацию». Но если за вашими отсылками не стоит ничего больше, цена им всем — беспонтовый пирожок.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Этот у меня дома не задержится

Сносная тяжесть небытия

С концовками все менее неоднозначно. Мне кажется, они слишком скачут по качеству проработки и содержательности. Впечатления от игры могут сильно зависеть от того, какую концовку вы получите первой. Есть тут концовки-огрызки, концовки-приколы, и лишь некоторые варианты финала дают реальное чувство завершенности. Что, в принципе, нормально для визуальной новеллы, которой по факту No, I’m not a Human во многом и является. Зато самая, как мне показалось, принципиальная (и сложная в получении) концовка как минимум любопытна. Она пытается говорить с игроком всерьез и дает логичный контекст пережитым за игру впечатлениям и событиям, позволяя хотя бы сделать вывод, о чем эта игра кроме паранойи и отчаяния. И это ценно.

Ну и наконец, это не первостепенная проблема, но чисто механически игра исполнена немного неряшливо. В ней слишком много чисто игровых дурацких условностей, которые только больше раздражают при повторных прохождениях. Число проверок жителей дома за день ограничено запасом энергии персонажа, и за один раз у одного посетителя можно проверить только одну часть тела. Нам что, реально надо поверить, что протагонисту не хватает стамины поглядеть на чьи-то зубы? Когда от этого может зависеть его жизнь? И вообще — почему захожан можно проверять только после того, как впустишь их в дом? Почему не осмотреть незнакомца прямо на пороге? Ответа нет. Просто потому что.


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Я кота держу и гляжу, как мы с ним отражаемся в зеркале. Правильно отражаемся, зашибись

И все же No, I’m not a Human производит приятное впечатление, особенно по меркам первого большого проекта от маленькой команды. Это очень неформальная игра, в ней куча маленьких симпатичных деталей, за которыми чувствуется живая рука автора (или авторов), а не бездушный конвейер. Например, абсолютно необязательная, но запоминающаяся механика настройки радио: когда приемник ловит белый шум, на экране отображается бессвязная вереница букв, которая постепенно складывается в осмысленные слова и фразы при приближении к нужной волне. И — я уже говорил, что для сохранения тут надо прихлебнуть чайного гриба? Это просто прикольно, это запоминается. И хочется увидеть — чего еще эти ребята могут выдумать? В конечном счете и все местные ошибки или отталкивающие элементы — сплошь очень понятные, человеческие. Поэтому и закрыть на них глаза подчас проще.

Ради чего стоит играть:

  • Тревожная атмосфера изоляции и паранойи
  • Выверенный жуткий визуальный стиль с постсоветскими особенностями
  • Поначалу гадать кто есть кто — крайне увлекательно

Что портит удовольствие:

  • Навязчивые отсылки, цитаты и мемы на каждом шагу
  • Механики полны надуманных и раздражающих условностей
  • При перепрохождениях эффект несколько теряется, а персонажи низводятся до статуса ресурсов


                    Обзор No, I'm not a Human. Параноидальный хоррор о ночных гостях накануне апокалипсиса

Релизный трейлер No, I’m not a Human

Итог

Немного неряшливо исполненный, но оригинальный и запоминающийся хоррор с офигенным визуалом, который можно смело рекомендовать любителям жанра и сюжетов в духе «Нечто». В первом прохождении еще и чувство напряжения создается нешуточное. Важно понимать, что это прохождение займет два-три часа. И хоть контента в игре хватит еще на несколько заходов, эффектность ключевого приема ощутимо снизится. Но это изначальное впечатление все равно дорого стоит.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.