Обзор South of Midnight. Добрые сказки от Sweet Baby Inc
К South of Midnight с самого анонса относились скептически. История про чернокожую девочку, посвященная притчам американского Юга и пропитанная местной культурой — звучит как концепция, не сильно интересная массовой аудитории. Всплывший ближе к релизу факт участия Sweet Baby Inc в написании сюжета не добавил проекту очков. После выхода игра получила посредственные оценки критиков, но оставила геймеров в восторге: рейтинг в Steam замер на 93%, очень высоком балле по меркам платформы. Давайте разбираться, как там все обстоит на деле.
Рвущий черную душу блюз
South of Midnight сразу же привлекает внимание своим стилем. Глаз цепляется за покадровую анимацию, а ухо — за набор жанров, использующихся в саундтреке: блюз, джаз, кантри, госпел. Позднее вы убедитесь, что сюжет действительно посвящен американским легендам и сказкам, а персонажи озвучены как заправские болотные реднеки.
Если эта смесь не для вас — нет большого смысла обращать на проект внимание. По нынешним временам в нем легко найти массу недостатков: от полного отсутствия новых геймплейных идей и беспросветной линейности до подтухшей социальной повестки и неспешного повествования. Но общий стиль искупает все — если он, конечно, вам приглянется. Без художественных особенностей South of Midnight окажется самой обычной адвенчурой от третьего лица с несложной акробатикой и простыми боями.
Каждый кадр South of Midnight выглядит атмосферно
Зато технически и визуально к ней почти не подкопаться. Хотя эффект покадровой анимации непривычен и может кому-то показаться вырвиглазным — особенно подсевшим на иглу 60 и 120 кадров в секунду. В настройках можно отключить этот эффект, но картинка станет плавной только в геймплее: дерганые движения персонажей останутся в заставках.
В отличие от мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», очевидного источника вдохновения, в новинке фича исполнена неидеально: в ленте Sony Pictures большая часть анимации создавалась при 12 кадрах в секунду, а в South of Midnight фреймрейт уменьшили вполовину от тридцати. Однако в игре эффект прерывистости ощущается далеко не так ярко — в итоге и ортодоксальных геймеров раздражает, и любителям подобной стилизации того самого чувства не дает. По крайней мере, мне.
Сома хоть сейчас пускай в серийное производство мрачных плюшевых игрушек
В остальном про стилистику хочется говорить лишь хорошее. Даже главная героиня — бунтующий чернокожий подросток, — в середине меняет яркую майку c рваными штанами на готичный прикид и начинает выглядеть аутентично. Локации же почти с самого начала отдают той самой южной готикой, от которой прутся желающие переехать в Луизиану читатели Фолкнера, Теннеси, Кормака Маккарти и других.
Лесистые пейзажи и заросшие болота, в которых затонул не один пароход, разбавлены мрачными особняками и проявлениями потустороннего мира — и все это в акварельном стиле со стилизацией героев под рукодельных кукол. Опять же, если по скриншотам вы не влюбились в этот визуал, игра вряд ли сумеет заинтересовать чем-то еще.
Цветовая гамма подчеркивает происходящее в сюжете — от холодного к теплому и обратно
Саундтрек не только задает тон, но и дополняет смысл происходящего на экране. У каждого босса есть не только своя тема, а еще и целая песня, текст которой раскрывает предысторию. Правда, лирика не переведена даже субтитрами, так что надеяться игрокам придется лишь на свой слух. Ну и непосредственно OST на уровнях, в меню и заставках не оставит равнодушными любителей американщины: банджо, гитары и хоры чернокожих женщин рвут струны душ у себя и слушателей.
Ты неси меня, река
Но пора бы поговорить и про историю. Темнокожая девочка-подросток Хейзел живет в вымышленном городке Просперо в каком-то из южных штатов. Там много болот и часто бывают шторма с наводнениями, во время одного из которых селевой поток уносит ее дом — прямо вместе с мамой. За помощью в спасении родителя девушка обращается к своей бабушке, местной аристократке, которая после смерти сына (то есть отца Хейзел) по каким-то причинам не общалась с внучкой.
Паркур состоит из базового набора
Но бабуля энтузиазм юной протагонистки не разделяет и запирает ее в своем особняке. Выбравшись через крышу, Хейзел находит на чердаке магические крючки для вязки и начинает видеть всякое — в основном связанное с теми самыми южными мифами и легендами. Оказывается, что у девушки есть способности Прядильщицы — вещуньи, которая может менять ткань мироздания. Расплетая узлы метафорической боли, Прядильщицы помогали людям пережить утрату и другие тяжелые события.
Именно этим нам предстоит заниматься в ходе 10-12 часов прохождения. В поисках мамы Хейзел наткнется как на магических существ, вроде огромного аллигатора и говорящего сома-рассказчика, так и «проживет» истории местных, выступив своеобразным третейским судьей.
Иногда стиль выходит за границы южной готики и удивляет артом
Все это плотно завязано на американской мифологии. Правда, чтобы полностью прочувствовать эту сторону игры, нужно быть хорошо знакомым с тематической мистикой: встроенного кодекса явно недостаточно, чтобы описать ее во всей полноте. В конце концов, авторы добавили многое от себя — если бутылочное дерево и луизианский оборотень Лугару вполне себе имеют место в фольклоре, то очень важную для сюжета Обнимающую Молли и многих других тварюг сценаристы просто выдумали.
Сама история не хватает звезд с неба, но в ней есть интересные повороты и запоминающиеся персонажи. Проблема в том, что разгоняется она долго, и поиски мамы в ней далеко не самая увлекательная часть. Тайны семьи Хейзел, локальные истории и сами мистические гады — вот, что реально волнует в ходе прохождения.
Почти все местные твари — это пережившие трагедию люди
Мешает погружению и главная героиня. Это довольно бесцветный персонаж, которому кроме банальностей нечего сказать — что быстро становится проблемой, поскольку большую часть игры она проводит в одиночестве. Харизматичный сом-рассказчик с мощным южным акцентом и горкой подколов появляется во плоти буквально в паре глав, хотя между уровнями зачитывает сложившийся положняк на фоне стильно анимированной книги.
Также авторы могли бы и поглубже углубиться в темные стороны фольклора. Да, мрачные сцены в игре есть, но проект с рейтингом «18+» мог бы позволить себе гораздо больше, чем, скажем, гору мертвых свиней на скотобойне и неоднозначные поступки героев во флешбеках.
Боссы обычно большие, но на всю игру их лишь несколько штук
Положняк изменился
Пожалуй, стоит отдельно поговорить о пресловутой повестке. Дело в том, что в South of Midnight ее не то чтобы много. Из-за того, что мать главной героини черная и во вступлении у нее много экранного времени, поначалу кажется, будто поддержки расовых меньшинств в игре будет сильно больше, чем есть на самом деле.
Среди героев много черных, не меньше белых, ноль представителей сексуальных меньшинств. Есть плохие белые женщины, есть хорошие белые мужчины; есть злые негритянки, есть добрые; в общем, нормальное разнообразие, которое можно представить себе в истории про современные американские южные штаты.
Ожившая кукла становится ценным миньоном
Но есть одна деталь, которая очень сильно портит нарратив игры. Дело в том, что Хейзел — ребенок в смешанном браке. А американский юг, как известно, в гражданской войне выступал за распространение рабства. Понятно, что за 150 лет нравы смягчились, но негативное отношение к подобным межрасовым союзам там в каком-то виде очевидно сохранилось.
И эта тема в игре никак не затронута. Говорящие с мощнейшим акцентом реднеки полностью игнорируют «цветастость» героини, ее злая белая бабушка выступала против брака исключительно из-за социального положения мамы Хейзел, а сом подкалывает ее лишь за драные штаны, но не за манеру говорить в стиле борзой тетки из Бруклина.
Стремление героини всем помочь полностью оправдано сюжетом
Принятие и сострадание, которое Хейзел выражает к героям увиденных ею несчастливых историй, отдает пресловутой «соей», но, учитывая ее роль Прядильщицы, это кажется уместным. Каких-то мощных телег никто продвинуть не пытается, никакой пропаганды не ведет. А еще все важные сюжетные роли занимают женщины, но из-за этого в Америке (пока что) гражданской войны не было.
Казалось бы, Sweet Baby Inc под руку подвернулся великолепный «чернокожий» сеттинг, позволяющий основательно раскрыть множество этнических проблем региона — и сделать это так, чтобы абсолютно ничего не вырывалось из контекста истории. Однако сценаристы решили полностью проигнорировать эту возможность и предпочли обойти все возможные все острые углы и неоднозначности. В итоге вместо хоть какого-то высказывания на тему рабства, сегрегации и современных реалий авторы отработали тему поверхностными образами и символами, на которые мы и так уже насмотрелись.
Вот вам и борцуны за социальную справедливость.
Рвать, вязать, повторить
Обычно про геймплей мы стараемся рассказать в обзоре как можно скорее, но в случае с South of Midnight он действительно второстепенен. Как уже говорилось ранее, это весьма обыденная трехмерная адвенчура с несложной боевкой и простым паркуром, которая не раздражает.
Разнообразия в боях нет, но их в игре и не так много
Все сделано на пристойном уровне, но совершенно без откровений. Хейзел управляется очень приятно — четко прыгает, хватается за все нужные уступы, долго парит и отзывчиво откликается на команды. В этом плане хочется сравнить игру с Astro Bot, который был облизан за отзывчивый платформинг всеми, в том числе и нами.
Но что отличает две игры, так это дизайн локаций. Там, где Team Asobi каждые десять минут тасовала механики и превращала уровни в настоящие аттракционы, у Compulsion Games подход ортодоксальный. Вот небольшая полоса препятствий, вот арена с врагами; перетасовать для каждой главы.
Болота еще никогда не были такими красивыми
К чести разработчиков, они на каждом уровне стараются привнести какую-нибудь новую механику. То новый тип врагов добавят, то научат героиню притягиваться или парить, а то и добавят воздушные потоки, в которых нужно летать. Только все это уже сотню раз видано, да и динамика совершенно не та.
С боевкой та же ситуация. Нам противостоят хэинты — какие-то демоны-паразиты, присасывающиеся к чужому горю. По факту обычные чернильные безликие враги, которых на всю игру буквально полдюжины типов: обычные, дальнобойные, призывающие мелких чертей, прячущиеся под землю, особо здоровенные и сильные и так далее.
Но пейзажи радуют далеко не только болотами
Для противостояния им у Хейзел вполне стандартный набор. Обычная атака, сильная по площади, «заморозка», возможность временно перевести врага на свою сторону. Особенность в боевке одна — словно в Prince of Persia: The Sands of Time каждого избитого противника нужно «расплести», то есть подойти и на отдельную кнопку добить. Если вовремя этого не сделать, он поднимается со слегка восполненным здоровьем.
В целом, основное достоинство игрового процесса в том, что он не раздражает. Игра и так несложная даже на боссах, но для особо чувствительных можно включить пропуск боев и погонь, так что насладиться атмосферой сказок американского юга сможет каждый.
Ради чего стоит играть:
- Атмосфера южной готики и сочный визуал
- Отменный саундтрек в американских народных жанрах
- Харизматичные герои и мрачные истории из глубинки
- Ненавязчивый, но приятный геймплей
Что портит удовольствие:
- Игра не может предложить ничего, кроме атмосферы и стиля
- Южная готика показана недостаточно мрачно
- В сюжете чувствуется рука Sweet Baby Inc
- Тема негров не раскрыта
Итог
South of Midnight не стала сюрпризом вроде Hi-Fi Rush — мы получили ровно то, чего и ожидали. Это бесхитростная трехмерная адвенчура со стильным визуалом, атмосферой южной готики и невероятным саундтреком, но с налетом SJW и ворохом мелких недостатков. Если виды луизианских болот не будоражат воображение, а протяжный блюз с госпел-хором не трогают за сердечко, лучше пройти мимо: ничего выдающегося игра вам не предложит.