Обзор The Drifter. Бессмертный бомж распутывает секретные материалы
Разработчики инди-адвенчуры The Drifter представляют свое детище не иначе как «приключенческий палп-триллер». Познакомившись с игрой, приходится отдать им должное: определение удивительно точное. Здесь в самом деле чувствуется влияние фильмов категории «B» и фантастической литературы в мягкой обложке. На первом плане закрученный динамичный сюжет со вцепляющейся в игрока мертвой хваткой интригой и щепоткой безумия. А все остальное, включая геймплей — строго потом. А в самых восторженных пользовательских отзывах (98% в Steam, между прочим) The Drifter величают «Half-Life от мира point & click игр». Попробуем побороть кринж и изучить, привносит ли она что-то новое в жанр, который не без причин часто считают ретроградным.
Если у вас нету дома
Протагонист The Drifter — вынесенный в заглавие бродяга по имени Майк. Мужик средних лет, однажды бросивший семью и пустившийся в добровольные скитания из-за личной трагедии. Но весть о другой личной трагедии — смерти матери — заставляет его вернуться в родной город и снова встретиться с некогда близкими людьми: сестрой и бывшей женой. Майк отправляется в путь безбилетником в грузовом вагоне, который внезапно останавливают таинственные вооруженные люди. Они жестоко расстреливают случайного попутчика главгероя и пытаются тут же расправиться с ним самим.
Майку удается ненадолго скрыться, но преследователи настигают и бросают его связанным на дно заполненного водой и телами других жертв резервуара. На руках путы, на голове мешок. Если и есть путь к спасению — найти его уже не хватит времени. Воздух кончается, сознание Майка застилает белая пелена… А затем он приходит в себя за мгновения до собственной смерти. Каким-то необъяснимым образом судьба дает ему второй шанс на спасение, и на сей раз герой его не упустит! Только этого мало. Куда бы он ни пошел, всюду виден след его убийц. А вокруг загадочным образом продолжают погибать люди, в смерти которых, конечно же, обвиняют неудачно оказавшегося рядом бродягу. Спастись и разобраться в происходящем можно только докопавшись до глубин этого заговора.
Неужели на том и конец? Конец-конец… Концы в воду!
Предвидя, что перспектива играть за бомжа не всем покажется привлекательной, сразу уточним: образ главного героя — одно из главных достоинств игры. Живой, не лезущий за словом в карман и остро реагирующий на безумные обстоятельства, в которые попал. Побитый жизнью и повидавший всякое дерьмо, но не оскотинившийся. Циничный лишь в меру. И постоянно ярко комментирующий происходящий вокруг трындец. Наверное, как-то так выглядел бы Макс Пейн к третьей части своих приключений, если бы не переехал в солнечную Бразилию и окончательно спился.
Это такой персонаж, от которого пасет всеми его недостатками как перегаром. Но в итоге к нему оказывается удивительно легко проникнуться симпатией. Тем более, ведет Майка не только эгоистичный инстинкт самосохранения, но еще и желание защитить близких, которых он однажды оставил, а теперь невольно втянул в какой-то адский ад.
На помощь копов рассчитывать не приходится — наша рожа уже на передовицах газет в разделе «РАЗЫСКИВАЕТСЯ»
Такой неказистый протагонист еще и отлично вписывается в мрачный сеттинг. Темы тайных организаций, городских легенд и теорий заговора, которые оказываются куда больше, чем просто слухами, тут прочно переплетена с атмосферой неонуара и пресловутых фантастических B-movies. И сходу не вполне понятно, что за фильм тут разворачивается: просто остросюжетный детектив, мистический триллер или вообще научная фантастика?
Это мир таинственных незнакомцев в плащах и анонимных информаторов, жителей социального дна и могущественных теневых корпораций, проводящих секретные эксперименты. И на каждом шугу героя тут поджидает смерть. Он буквально умирает порой по нескольку раз за одну сцену. И это, слава богу, подано не без иронии, заставляя вспомнить о других «смертельно остроумных» адвенчурах, вроде серии Blackwell, The Darkside Detective, Grim Fandango и даже отчасти Ghost Trick.
Иллюминаты? Тамплиеры? Может, просто косплееры Сэма Фишера?
Кто успел, тот и кликнул
Но, возвращаясь к сравнениям с, прости господи, Half-Life: что же такого придумали авторы по части геймплея, чтобы «повысить планку» и осовременить основательно покрывшийся пылью жанр? Да как будто ничего революционного. The Drifter в меру динамична по меркам point & click квеста и не страдает какими-то особо проклятыми родовыми болячками жанра, вроде пиксельхантинга — за это авторам спасибо. Но эти проблемы успешно решали и до них — например, в великолепной и столь же мрачной The Excavation of Hob’s Barrow. И в целом геймплей тут устроен более-менее по тем же правилам, что установили еще классические произведения студии LucasArts, вроде Monkey Island или Full Throttle. Собирай, взаимодействуй, объединяй и применяй предметы. Пойнтай и кликай.
Явно выделяющихся геймплейных особенностей тут лишь две. Во-первых, помимо привычного инвентаря, куда мы собираем всякий мусор, по классике пригождающийся в самых неожиданных моментах, у нас есть еще и своеобразный «инвентарь мыслей». Ему посвящено отдельное выпадающее меню, и это одновременно дневник квестом и список тем для обсуждения с NPC. В принципе, похожие приемы используются во многих играх на движке Adventure Game Studio, включая хиты студии Wajet Eye. Но тут это оформлено посимпатичнее. Каждой мысли соответствует не просто строчка текста, а рисунок — не уровень «мысленного кабинета» из Disco Elysium, конечно, но тоже мило.
Надеюсь, Майк, ты смотрел вторую часть «Убить Билла»?
Вторая особенность — экшен-сцены, которые разворачиваются примерно по одному и тому же сценарию. Героя загоняют в угол и уже вот-вот готовятся расстрелять, утопить или разорвать на части огромной чудовищной клешней (и такое бывает). Единственный способ уцелеть — проделать в краткий срок ряд обязательных и обычно неочевидных с первого взгляда действий. Ошибетесь — героя ждет смерть и очередной откат где-то на полминуты назад.
И вот к этим сценам сложно относиться однозначно. Потому что с одной стороны, они выполняют свою функцию: добавляют динамики, которой традиционно не хватает point & click адвенчурам, приближая игру к тому самому духу остросюжетного B-movie. Но с другой стороны, к ним слишком быстро привыкаешь. И понимаешь, что никаких реальных ставок в них нет. Герою ничего не грозит, он не просто облечен в сюжетную броню, а буквально бессмертен. Судьбы других персонажей тоже никак не будет затронуты, поскольку игра линейна. К спасению всегда ведет только один путь — остается только его нащупать. Поэтому и все попытки создать напряжение в такие моменты обречены на провал.
Постановка тащит
Как бы то ни было, The Drifter берет точно не геймплеем. Он тут определенно более сносный и комфортный, чем в большинстве классических адвенчур. Но не более того. Например, здесь нет часто встречающейся в современных представительницах жанра подстветки интерактивных предметов. И поначалу кажется, что это может стать проблемой. Но по факту разработчика удается не забивать экраны лишним мусором, как следует выделять важные детали на фоне прочего и — что самое главное — знать меру.
Вы вот сталкивались с такими моментами, когда в каком-нибудь квесте вас просто закидывают кучей экранов и предметов. И встает уже не только вопрос «Что мне, нахрен, делать?», а еще и «Откуда мне, нахрен, вообще начать?». Так вот, в The Drifter таких ситуаций вообще нет. И в целом вероятность застрять куда ниже, чем в среднем по палате с point & click играми.
Перемещаться по городу дают, но декорации не ощущаются излишне раздутыми, как в неокторых других играх жанра
Коронный прыжок через акулу
Визуально игра, с учетом выбранного пиксельного стиля, выглядит достойно. Особенно в динамике. Статичные скриншоты не отражают то, насколько авторы запарились с анимациями всего и вся. Тени, блики на металле, рябь воды, нескончаемый дождь, вспышки молнии, пробивающиеся сквозь жалюзи тусклые солнечные лучи — все это постоянно движется и играет на атмосферу. Некоторые сцены буквально заимствуют приемы из классического голливудского нуара, и это не пустой выпендреж, а органичная часть эстетики.
Вновь отдавая должное проработке персонажей — даже второстепенные герои тут запоминаются буквально с пары реплик! — хочется отдельно остановиться на озвучке. Потому что это немного болезненная тема. Почти все действующие лица озвучены на удивление профессионально, голоса подходят характерам, а интонации соответствуют обстоятельствам. Но вот актер, отыгрывающий главного героя… Он как будто слишком старается. У него приятный и запоминающийся хрипловатый тембр, чувствуется эмоционаьное вовлечение в роль. Но черт побери, он с одинаковым накалом описывает и то, как уворачивается от пуль в смертельно опасной ситуации и то, как, скажем, залезает на мусорный бак. Не критичная для игры беда. Просто иногда это звучит немного нелепо. И я почти уверен, что это всего-лишь нехватка режиссуры.
Это я ищу новые интересные игры в Steam
Ну и напоследок надо сказать, что хотя авторы удачно уловили стиль фантастических триллеров из эксплуатационного кино и палп-литературы, не всем такой подход к повествованию будет близок. Если вы ожидаете от The Drifter более-менее приземленного и реалистичного детектива… вам лучше поискать его в другом месте. Эта игра куда ближе по духу к «Секретным материалам». Ее сюжет слишком уж стремительно «улетает в космос» или, как иногда говорят, «прыгает через акулу». Градус безумия и эпичности стремительно нарастает, и кому-то это наверняка покажется перебором. Но я вот такое люблю, поэтому искренне кайфанул. И с мастерских клифхэнгеров в конце каждой главы, и с периодически всплывающего китча в постановке.
Ради чего стоит играть:
- Интригующая и в меру безумная история
- Красочно анимированные и атмосферные пиксельные пейзажи
- Запоминающиеся персонажи и бойкие диалоги
- Худших родовых болячек жанра, включая пиксельхантинг и жесткие затыки, авторам удалось избежать
Что портит удовольствие:
- Любители более приземленных историй найдут местные сюжетные откровения слишком поехавшими
- Никаких откровений по части геймплея: по большей части это стандартный point & click
- Местами излишне экспрессивная озвучка главного героя
Трейлер The Drifter
Итог
Атмосферное point & click приключение без геймплейной революции, но с классным сценарием, ярким протагонистом, неплохой динамикой в повествовании и выверенным стилем. Это не та игра, которая даст жанру новый виток развития и переизобретет его для нового поколения геймеров. Но достойный представитель классической школы, успешно обслуживающий вполне конкретную аудиторию, не ударяясь при этом в свойственные ретро-проектам крайности. Если любите закрученные и немного безумные фантастические сюжеты с мрачным сеттингом — имеет смысл попробовать!