Обзор игры «Приключения капитана Блада». Легендарный российский долгострой, способный вернуть вам ваш 2010-й, но не более того
Дождались? Дожили? Свершилось? Что еще принято в таких случаях говорить? Как ни крути, «Приключения капитана Блада» — не только легендарнейший долгострой российской игровой индустрии. Это еще и проект, который мы, казалось, потеряли навсегда. По крайней мере официально. Разрабатываемый аж с 2003 года, сменивший несколько концепций, несколько раз заброшенный и овеянный морем мифов, спустя столько лет он, может, и не внушал уже особых надежд. Но всегда сохранял толику магической притягательности, словно некий утерянный и недоступный артефакт ушедшей эпохи, в которой трава была зеленее, деревья — выше, а пираты — круче, и Джонни Деппа еще не никто не пытался отменить. Вообще никого не пытались отменить. И вот, в 2025 году усилиями разработчиков из Seawolf и General Arcade, а также издателей всякой классики из компании SNEG, этот гештальт закрыт. Приключенческий пиратский экшен наконец вышел, еще и на всех актуальных платформах, его можно купить и даже пройти от начала до конца. Но вот стоит ли оно того?
Дежевю и жамевю
История разработки «Приключений капитана Блада» вполне достойна отдельной статьи, там полно интересных эпизодов, сейчас глубоко погружаться в эту тему не будем. Но в контексте официального релиза особенно важны два момента. Как известно из общедоступных источников, на 2010 год игра фактически была готова, но издатель по тем или иным причинам решил ее не выпускать. А в 2021-м этот билд как-то просочился в сеть и оказался вполне рабочим, играбельным и проходимым. У тех, кто его застал, неизбежно возникнет вопрос: а что-нибудь вообще изменилось к официальному релизу?
Да не особо. Изменения основном носят чисто косметический характер — подтянули текстуры, добавили скупую пригоршню графических настроек, где-то перепилили интерфейс… Что, кстати, спорное решение. С учетом того, насколько от этой игры несет нулевыми, оригинальные промпты с разноцветными кнопочками геймпада от Xbox 360 смотрелись даже уместнее. Но если вы не застали этот слитый билд, можем предложить более известный референс. Потому что больше всего «Приключения капитана Блада» пытаются косить под God of War. В смысле, первую God of War. Тысяча чертей, первую оригинальную God of War. Во-во-во, вот та, с PlayStation 2, в которой нужно добивать врагов квик-тайм ивентами и долбить по кнопкам, чтобы открывать двери. По крайней мере разработчики явно пытались сделать именно это. Но не все пошло по плану.
Благородный пират на службе британской короны Блад — в целом симпатичный типаж героя, но развернуться как следует сценрий ему не дает
Чисто визуально, если не обращать внимание на мультяшный стиль, сходство запредельное. Враги прут толпами, раскидываешь их сериями из сильных и слабых ударов, добиваешь жестокими казнями. Вместо красных шаров из них выпадают золотые монетки, у которых в целом тот же смысл — они идут на прокачку. Камера фиксированная, уровни линейные, вода мокрая. Иногда встречаем ответвления с сундуками и дополнительными ресурсами, но в целом бежим по коридорам, истребляя все вокруг, пока не доберемся до босса.
QTE с необходимостью долбить по кнопкам в нужный момент тоже на месте, и в пятичасовых «Приключениях» их по ощущениям не меньше, чем во всей оригинальный трилогии про Кратоса. И вы их еще трижды проклянете, если решитесь поиграть. Они тут возникают не только в геймплее, но и в катсценах, а в случае провала иногда заставляют пересматривать сцены без возможности скипа. Но вроде бы все внешние приметы некогда популярной формулы на месте. Спрашивается, в чем подвох? Не считая того, что такой геймплей даже в 2010 году уже выглядел устаревшим. А проблемы тут в механических нюансах. Они совсем не дружат с геймплейной схемой, которую внешне пытались эмулировать разработчики. И по отдельности подобные несостыковки кажутся мелочами, но в совокупности оказываются летальны.
Любите ли вы нажимать показанные на экране кнопки как это люблю я?
Спасибо за внимание. Сейчас, наверное, будут убивать
Тут надо сказать, что и сама-то God of War не то что бы была механически глубоким слэшером, ее куда чаще вспоминали как пример обратного. Но какой-никакой необходимый для жанра базис в ней был. В «Приключениях капитана Блада» нет и того. Здесь вообще нет ни причин, ни возможностей для какого-то высокоуровнего по меркам слэшера геймплея. Филигранно контролировать аггро врагов, чередуя разные атаки, поддерживать уровень комбо — все это не нужно. Потому что на самом деле это даже не столько плохой слэшер, сколько посредственный трехмерный битэмап, пытающийся влезть в чужую — и чуждую — шкуру.
Разрозненные элементы никак не собираются в единое целое. С одной стороны, подводит внутриигровая экономика. Для чего, например, в игре счетчик комбо? Он не дает абсолютно ничего: ни усиления, ни дополнительного золота, ни других ресурсов. Одна проблема тянет за собой другую. Помимо слабых и сильных атак в арсенале героя есть и в точности скопированный с той же God of War ваншотающий захват. Там за ним стоял определенный выбор: игрок мог быстро расправиться с одним врагом, расчистив поле боя, но терял возможность набить на нем комбо и заработать больше опыта. Здесь это просто возможность по-быстрому прочизить слабых противников без каких-либо последствий. Как будто для этого не хватает треклятого режима ярости, который работает ровно так, как вы ожидаете и ничем не отличается от сотен других. А еще зачем-то есть возможность подбирать вражеское оружие, которое часто оказывается слабее дефолтного кинжала Блада.
Ну и еще в тему битэмпов — авторы очень любит заставлять драться на лифтах. Вроде бы ты куда-то движешься и чо-то происходит, а рисовать новые локации не надо!
С другой стороны, прокачка тотально сломана. После этих слов вы, наверное, ожидали рассказа о проблемах с балансом, и этого в игре тоже хватает. Но есть по этой части и более прозаичные проблемы: некоторые пункты в местном магазинчике улучшений просто невозможно купить. А анимации, которые вам показывают при покупке новых комбо, абсолютно не соответствуют действительности — похоже, их просто перепутали. Открывать их все, кстати, нет никакого смысла, достаточно прокачать один, спустив оставшиеся деньги на повышение HP и зарядов ульты. Буквально всю игру можно пройти одной серией атак, и вы ничего от этого не потеряете. Чувствуете, битэмапом запахло? И даже не из 2010 года, а с каких-нибудь восьмибиток.
Или вот взять добивания. Снизив здоровье врага где-то до десяти-пятнадцати процентов можно запустить QTE, в котором разные кнопки ведут к разным казням. Всего их четыре и покупать их предлагается в том же магазинчике. Только вот зачем? Единственное реально полезное добивание, которым выгодно проходить всю игру — то, что позволяет выбить из противника больше денег. Расплатой за это, правда, будет необходимость смотреть на протяжении пяти часов одни и те же анимации. Но поверьте, сражения и без того предельно однообразные и затянутые. Бестиарий врагов скуден и каких-то интересных механик они с собой не привносят. Сильно выделяются только назойливые стрелки, заставляющие срочно переключить внимание на себя — их выстрелы бьют далеко и точно, вызывают станлок и, если сложится тайминг, могут жонглировать тушкой оглушенного Блада хоть до второго пришествия. Все остальные, включая боссов — тупые губки для урона разной степени прочности. Press XXXY to win.
Уродливые рожи вражеских супостатов вышли на заглядение. Только бы никто не заподозрил игру в расизме по отношению к испанцам
Сгрустить паруса
Но-но-но-но, в игре же есть еще и морские сражения, которые рекламировали с самого начала как одну из ключевых фишек! И это едва ли не главное разочарование. Судя по архивным материалам, когда-то им было отведено куда больше внимания и по механической глубине они не должны были сильно уступать хотя бы «Корсарам», с которыми у «Приключений капитана Блада» и так имелась генеалогическая связь. Но в итоговой игре они сведены до степени мини-игры, которая встречается раза четыре за игру, занимает в совокупности какие-то минут пятнадцать от общего хронометража и лишь заставляет жалеть об упущенных возможностях.
«Корсарами» тут и близко не пахнет. Кораблем управлять нельзя. Вообще. Ни маневрировать, ни заряжать пушки, ни как-то взаимодействовать с оснасткой. На абордаж идти тоже не дают. Фактически все эти сегменты — одна большая секция с турелью. Точнее турелями. Все, что игроку предлагают — бегать по разным палубам от одной пушке к другой и лениво постреливать от первого лица в кружащие то слева, то справа корабли неприятеля. Причем за их передвижением можно особо не следить, напарники все равно своевременно подскажут, к какой пушке надо бежать. И продолжают делать это каждые тридцать секунд одинаковыми выкриками.
Пушка! Они заряжают пушку! Зачем?…
Сложностей тут две. Во-первых, приходится уворачиваться от вражеских обстрелов. Каждые секунд пять по вам прилетает нацеленный точно в главного героя залп, о котором предупреждают красными кружочками на палубе. Увернуться от него несложно при помощи переката, но только если вы не стоите на пушке в режиме прицеливания. В этом случае попадание не только ударит по HP, но и заставит целиться заново. В общем, эти залпы — источник не столько опасности, сколько раздражения.
Во-вторых, с кораблей противника регулярно высаживаются абордажные команды в лодках. Их можно и нужно подбивать еще на подходе из тех же самых пушек. Иначе на палубу десантируется целый рой врагов, мешающих вести огонь по кораблям и затягивающим и без того нудный сегмент еще больше. Больше всего удручают мысли о том, насколько тут можно было развернуться. Добавить прокачку корабля, управление командой, пресловутые абордажи, наконец, тысяча чертей! Именно проработанные морские сражения могли стать главной фишкой «Приключений капитана Блада» и придать им ту самую самобытность, которой им отчаянно не хватает.
Игрока еще стращают тем, что его корабль якобы может не выдержать обстрелов и потонуть. Но никаких убывающих полосок здоровья или других индикаторов этого процесса не видно
Российский старый пират
Все ли так плохо? Не все. Скажем, выглядят «Приключения капитана Блада» на удивление… норм. Хоть и явно подтянутая с 2010 года, но все еще устаревшая графика не сильно вредит, потому что визуал дико тащит мультяшная стилизация, чем-то напоминающая классические дизайны из лучших игр Blizzard. Квадратные челюсти и низкополигональные хаера в таком исполнении смотрятся вполне уместно. А отдельные сцены и локации не покривив душой можно назвать симпатичными. Жаль, постановка остается на уровне 2010 года, а сюжет — на уровне вторичного фанфикшена по «Пиратам Карибского моря». А вот звук просто кошмарен. Точнее его баланс. Всякие эффекты окружения, вроде треска костра или шума волн тут настолько громче диалогов, что некоторые из них можно разобрать только по субтитрам. Очень странно — казалось бы, из всех проблем эту было бы решить проще всего.
Технически игра не сильно подводит, хотя от долгостроя поневоле традиционно ждешь проблем именно по этой части. Ну, магазин вот немного поломан. Ну, бывает ящики в небо взлетают или враги ходят по воздуху. Ну, разок за прохождение я под текстуры провалился. Все это мелкие косяки, которые не портят картины и темпа игры. По сути, единственные вредоносный для геймплея техническая недоработка — считывание попаданий. Оно тут иногда работает очень криво, особенно на лестницах и прочих наклонных поверхностях. И с хит-детекшеном вражеских выстрелов какая-то беда — они как будто примагничиваются к герою. Уворачиваться от них перекатом вообще, кажется, бесполезно, спасает только блок.
А это просто мужик стоит на костре. Наверное, йог
Как бы то ни было, главная ценность «Приключений капитана Блада» не в геймплее и не в сюжете. А в том, насколько она транслирует эстетику и вайбы тех годов, когда слова «вайбы» никто не знал. Угловатые модельки, яркая приключенческая тематика без претензий на глубину, наконец, отсылка к мему про «ИСПАААНЦЕВ!» аж в первой катсцене. Это чистая попытка монетизировать ностальгию по эпохе, когда «Корсары» были на волне, Гор Вербински числился среди топовейших и самых востребованных режиссеров, а Кратос еще не перебил всех древнегреческих богов. Авторы официального издания этого и не скрывают, что подчеркивает даже трейлер. И каюсь, для меня эта попытка сработала вопреки всем техническим и механическим вопросам. Так что если хотите на вечерок вернуть свой 2010-й — эта игра может оказаться не самым плохим для этой задачи средством.
Ради чего стоит играть:
- Интерактивный портал в нулевые
- Яркая мультяшная картинка с выразительными угловатыми полигонами
- Игра вполне проходима от начала до конца без особых страданий
- Один из главных гештальтов российской игровой индустрии наконец закрыт
Что портит удовольствие:
- Устаревший еще 15 лет назад геймдизайн
- Однообразные и затянутые драки без какой-либо глубины
- Морские сражения — разочарование до скрежета зубов
- Ужасно неряшливая работа со звуком и ряд менее критичных технических косяков
Трейлер «Приключений капитана Блада»
Итог
«Приключения капитана Блада» — в большей степени любопытный культурный артефакт, нежели компетентная игра, и относиться к нему стоит соответственно. Ожидать здесь увлекательного по сегодняшним меркам геймплея или каких-то глубоких механик было бы наивно. Куда гармоничнее эта игра смотрится в ряду всяких «важных исторических релизов», вроде The Making of Karateka, Llamasoft: The Jeff Minter Story или Tetris Forever. Сюда бы еще упаковать в комплект документальный фильм о разработке и прочие дополнительные материалы — была бы совсем прекрасная вещица для любителей видеоигровой археологии, особенно отечественной. Да и ностальгирующим почитателям эстетики игр нулевых тоже имеет смысл запрыгнуть на борт. Все же прочие могут смело проходить мимо, этот корабль не по их душу.