Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

0 4


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Слухов о ремейке Metal Gear Solid 3 ходило очень много, но лишь в 2023 году они обрели форму. Под странным названием Delta нам представили не переосмысление, а дословно воссозданную на Unreal Engine 5 версию великой игры. Мы пробежались по сибирским джунглям, поймали крокодилов, поиграли в двойных шпионов и готовы рассказать о том, гениален ли Кодзима и что изменилось за прошедшие с выхода оригинала двадцать лет.

Kept you waiting, huh?

Мы и правда долго ждали ремейк MGS 3. Учитывая репутацию Konami, ожидания были низки, но как же приятно ошибаться. Konami вообще на удивление разумно подходит к возрождению своих больших франшиз. После выхода Metal Gear Solid 5 казалось, что японцы окончательно разочаровались в классических видеоиграх, и теперь готовы лишь выпускать Pro Evolution Soccer eFootball, а в остальном бросить все силы на мобильные игры и пачинко-автоматы.

Но Silent Hill и MGS не остались заброшенными. Подержав пару лет в пыльном углу, их достали на свет божий и решили не просто порадовать оставшихся в живых фанатов, а полноценно возродить и даже привлечь новую аудиторию. Это точно получилось сделать с Silent Hill 2, и, надеюсь, удастся с Metal Gear Solid Delta.

Ожидания от игры падали так же, как и Снейк в легендарном интро     

Похвалы заслуживает сам подход. В обоих случаях для ремейков, а начать возрождение решили именно с ремейков, были выбраны не самые очевидные, но полностью подходящие выпуски. Что Silent Hill 2, что Metal Gear Solid 3, это культовые, цепляющие, и, что самое главное, «герметичные» истории — чтобы проникнуться их сюжетом, знать остальной контекст серий не нужно. При этом у обеих есть полноценный финал, полностью закрывающий арку — короче, для погружения новой аудитории лучше и не придумаешь.

Правда, в реализации разница все-таки есть. Если поляки из Bloober Team сделали полноценное переосмысление, перевесив камеру, переделав карту города и перебалансировав бои, то ремесленники из Virtuos дотошно перенесли на современные рельсы игру 2004 года. У этого решения много плюсов, но в то же время не меньше минусов.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

По официальной версии, MGS Delta лишь «основана» на Metal Gear Solid 3

«Метал Гиры» это, безусловно, очень странные игры. Странные не столько в значение «необычные», сколько в значении «к этому дерьму нужно быть готовым». И все странности третьей части почти в полной мере переехали в ремейк.

Я сажаю не только кукурузу

Действие Metal Gear Solid 3/Delta происходит в 1964 году в сибирских джунглях. В свое время анонс игры взорвал поклонникам мозг — все ждали продолжения грандиозного финала второй части, но в итоге получили его лишь в четвертой. А вместо этого им показали того же Снейка, что и раньше, только в советском антураже и на 60 лет раньше, причем внешне герой не изменился. Все дело в том, что триквел это приквел, проливающий свет на историю главного антагониста серии Биг Босса. После ее не менее знаменитого финала, вопросов, почему он решил основать свою «армию без страны, нацию без государства», не остается.

Сюжет состоит в том, что спецотряду американской разведки FOX поручено выкрасть советского перебежчика, гениального ученого Соколова. В свое время он участвовал в создании ракеты, на которой Гагарин впервые слетал в космос, но после этого инженера заставили работать над неким сверхсекретным оружием. Когда Соколов понял, что создал, он попытался сбежать из Союза через Берлинскую стену, но вскоре был выменян американским правительством обратно ради урегулирования Карибского кризиса.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Болота и джунгли Сибири встретили американского шпиона неприветливо

Сейчас же США снова хотят выкрасть перебежчика, но в этот раз он находится в самом центре сибирских джунглей. Для этого туда был послан Джек под позывным «Голый Змей» (Naked Snake, то есть) — потому что послан он без какого-либо снаряжения, которое в случае его поимки может выдать участие Соединенных Штатов. Оружие, боеприпасы, лекарства, еду и прочее ему предстоит добывать самостоятельно в ходе задания — прямо в тех самых сибирских джунглях с крокодилами.

Забегая немного вперед, свою миссию Снейк провалит, ученого похитит его переметнувшаяся на сторону советской оппозиции наставница с позывным Босс. Именно ее устранению и возвращению Соколова посвящена основная часть истории, а в случае провала Хрущев угрожает начать ядерную войну за международный инцидент с вторжением в пространство суверенного государства.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

«Щепотка вестерна не повредит», решил Кодзима и превратил майора КГБ Оцелота Револьвера Петровича в безумного фаната ковбоев

В дальнейшем еще и предстоит спасти мир, а также предотвратить распад Советского Союза и начало Третьей Мировой. Секретным оружием, естественно, окажется огромный боевой робот типа Metal Gear под названием The Shagohod («Шагоход»), который способен запускать ядерные ракеты с любого места на Земле.

Каждая классическая Metal Gear Solid это пародия на какой-то жанр боевиков. В первой части Кодзима пародирует типичный боевик 80-90-х, отсылаясь напрямую к «Побегу из Нью-Йорка» и чему-то вроде «Скалы». Сиквел же следует трендам двухтысячных и превращается в технотриллер со страшилками про суперкомпьютеры, тайное правительство и непокидающим ощущением, будто все происходящее не то, чем кажется.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Что за шпионский боевик без двойных агентов и бесконечной лжи?

Metal Gear Solid 3 это ода «Бондиане». Начиная с сеттинга Холодной войны, заканчивая великой титульной песней Snake Eater, стильной заставкой под нее и архетипами персонажей — все эти привычные по фильмам про Джеймса Бонда элементы прошли через явно воспаленный мозг Хидэо Кодзимы и представлены в игре в лучших традициях, но с щепоткой японской придури.

Нужно быть готовым к тому, что, как и в Death Stranding, происходящее иногда скатывается в полный сюр. Например, основной антагонист — полковник ГРУ Евгений Борисович Волгин, двухметровый детина с огромными шрамами на лице, стреляющий молниями из рук. А помогает ему спецотряд «Кобра», состоящий из умершего за два года до событий игры советского экстрасенса, сошедшего с ума космонавта, управляющего пчелами безумца, столетнего деда-снайпера и еще нескольких одиозных личностей.

Раньше у Кодзимы был фетиш на то, чтобы главному герою противостоял отряд харизматичных злодеев. «Кобры» — самый безумный и запоминающийся набор, который у него получился

Стоит быть готовым и к безумной постановке. В первой же катсцене Снейк бросает сигару, и этот легендарный бросок показывают с трех ракурсов в слоу-мо. Когда местная роковая женщина (конечно, в такой истории должна быть роковая женщина) ездит на мотоцикле, то всем окружающим нужно быть готовым — таких выкрутасов себе не позволяет даже кибер-ниндзя Райден. А уж как юный ГРУшник Револьвер Оцелот крутит свои револьверы…

И все это приправлено Кодзимовской дотошностью в плане истории и военщины, балансирующей между продуманной теорией заговора и байкой. Шутка ли, события игры ловко подвязаны к Карибскому кризису, а Хрущев требует разобраться с инцидентом из-за того, что его подпирает оппозиция в лице Брежнева. К слову, главный злодей Волгин поднялся в брежневской иерархии благодаря критике хрущевской сельскохозяйственной политики — прямо как в том анекдоте про кукурузу.

Ну вот в этом.

Хрущев «общается с народом». Гомон славословий вдруг прорезает голос маленького мальчика:

— А мне мой папа сказал, что ты запустил не только спутник, но и сельское хозяйство.

Все в ступоре.

Хрущев:

— Передай папе, что я сажаю не только кукурузу.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

В катсценах по нажатию кнопки иногда можно перейти на вид от первого лица — и при встречах с Евой Снейк беззастенчиво смотрит ей на грудь

Как это и принято у безумных японцев, глупости часто прерываются серьезными событиями. Вот Снейк сидит посреди, черт побери, сибирских джунглей с крокодилами, переигрывает голосом и страшно пошлит в радиопереговорах, сразу же после битвы с чуваком, который  с головы до пят покрыт пчелами, а вот ему приходится выбирать между долгом, патриотизмом и собственными чувствами.

А еще в Metal Gear Solid 3 блестяще выписан каждый персонаж. Будь-то медик по имени Парамедик, которая рассказывает Снейку про свои любимые фильмы во время сохранения, или роковая девушка и по совместительству двойной-тройной шпион Ева, или фанат Джеймса Бонда майор Зеро, или разношерстный спецотряд «Кобр», где у каждого за спиной своя драматичная история — у всех есть отличительные особенности, из-за которых образы намертво впиваются в память. В лучших традициях MGS, после убийства некоторых боссов натурально хочется плакать.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Достаточно надеть специальную маску, и крокодилы примут вас за своего

Хотя, по задумке Кодзимы, игру нужно проходить как полный пацифист, а слезы лить только в финале — после единственного убийства, на которое пойдет Снейк.

CQC через бедро

Пора бы уже поговорить и о свежем ремейке. В отличие от переосмысленной Silent Hill 2, MGS Delta дословно воспроизводит игру 2005 года на Unreal Engine 5. С одной стороны, она гораздо удобнее, чем версия из MGS HD Collection. С другой стороны, игре 20 лет.

Сама суть задания Снейка состоит в полной скрытности. Ему нельзя оставлять следы на территории Союза, поэтому стелс как будто бы должен выйти на безальтернативный первый план. В реальности никто не запрещает пройти все, выкашивая несчастных КГБшников, но это будет такое себе развлечение.

Неловкость управления и старый геймдизайн превращают открытый бой во что-то такое

Главное, что студия Virtuos перенесла из оригинала — структуру локаций. Рассчитанные на сотню мегабайт оперативной памяти PlayStation 2 коридоры, имитирующие советские джунгли, дословно воссоздали на новом движке, сохранив даже загрузки при переходе между локациями. От этого решения пляшет и все остальное — враги действуют также заскриптованно и деревянно, подкрепления бесконечно появляются из-за границы зоны, а тревога порой выключается, если вы просто смотаетесь с места преступления.

Управление тоже постарались максимально привести к классическому формату. Оставили даже режим с оригинальной камерой, подвешенной к кронам деревьев, но реализована она плохо. Играть так тяжело, и от этого отказались еще в переиздании Subsistance для PS2. В MGS Delta же стало еще хуже, потому что переделанное управление и малые углы обзора плохо вяжутся с остальными геймдизайнерскими находками. Главное нововведение состоит в том, что теперь Снейк умеет ходить в присяде — раньше он готов был лишь сидеть на кортах, а при попытках двигаться ложился и начинал ползти.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Наставница-предательница Босс — причина, по которой в будущем он получил прозвище Биг Босс

Большинство наверняка будет играть с классической камерой из-за плеча, напоминающей Metal Gear Solid 5. Так гораздо удобнее скрытно перемещаться, стрелять и просто исследовать локации. Тем более что постоянно приходится искать новое снаряжение и пропитание, без которого у Снейка закончится выносливость — и он будет неспособен даже крепко держать оружие.

Краеугольный камень боевой и стелс-систем — рукопашный бой в стиле CQC. На PS2 научиться брать противников в захват, выпытывать из них разведданные и отправлять в нокаут через бедро было сродни игре на пианино, в Delta-версии же все упростили. Теперь достаточно одной кнопки, которую можно зажать для захвата, или нажать вместе с направлением стика, и Снейк по-молодецки выполнит оглушающий бросок.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Иногда из допросов можно узнать что-то полезное, но чаще нет

Впрочем, из-за кривизны вкупе с комплексностью управления, не всегда удается сделать то, что хочется. Особенно это актуально в открытых столкновениях, когда Снейк вместо перекатов и захватов жмется к стенам, хватает не тех или просто слишком долго встает после гэбистского удара прикладом АК-47. Нормальные перестрелки появились в серии лишь с четвертой частью, а в Metal Gear Solid 3 лучше играть по стелсу — и в ремейке это не изменилось.

Фишка игрового процесса в миллионе деталей, как это всегда и было в играх Кодзимы. Система CQC гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, и при должной сноровке врагами можно жонглировать как футбольным мячом. В джунглях спрятано множество возможностей по устранению врагов, нужно лишь наблюдать и сбрасывать на них пчелиные улья, натравливать змей и заманивать в водоемы. Каждого босса можно победить разными способами, с использованием как неожиданных спецсредств, так и с помощью хитрости.

Пацаны вернулись с патрулирования из другой локации, но поскольку переход это катсцена, они предпочли меня не заметить

Все пасхалки из оригинала бережно перенесены. Деда-снайпера The End можно убить еще до встречи с ним, а если уж дотянуть до босс-файта, то после перевода времени на консоли дед просто умрет от старости. Если зарезать оглушенного Револьвера Оцелота, игра отругает Снейка за то, что он создал временной парадокс — ему же еще злодействовать в MGS и MGS 4. И множество других подобных приколов вроде блюющего Снейка в инвентаре, если слишком много крутить камерой.

Игра не держит вас за идиота, давая возможности, но не тыкая в них носом. Не нашли прибор ночного видения в темной пещере? Очень жаль, ищите выход наощупь. Догадались включить тепловизор на минном поле? Отлично, можно не мучиться с металлоискателем. Выпытали из врага информацию о способах перемещения по базе? Теперь вы знаете где нужно спрятаться в коробке, чтобы грузовик отвез вас в другую часть карты.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Лечение и выбор снаряжения происходит из одного меню

Фишка конкретно третьей части была в выживании. Снейк оказывается в джунглях с минимальным набором припасов, и очень скоро он поранится, устанет и захочет есть. Для лечения ран предусмотрена отдельная и несложная мини-игра: если ее игнорировать, будет снижена максимальная выносливость, и руки шпиона начнут трястись, а схваченные — враги вырываться из захвата. Чтобы этого не допустить, стоит качественно питаться, а также вовремя лечить простуду, отравление и другие болячки.

С маскировкой помогут многочисленные камуфляжи. На экране всегда отображается процент видимости Снейка в текущий момент, и вы всегда можете зайти в меню и выбрать другой прикид, который будет лучше подходить текущей обстановке. Мгновенная смена одежды не очень реалистична, но механику доработали в MGS 4 с автоматическим камуфляжем.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Золотой камуфляж позволяет быстрее бегать, но в любой ситуации имеет отрицательное значение незаметности

Единственным геймплейным нововведением стал «Кошмар Снейка». Это секретный уровень, который вырезали из всех переизданий, поэтому его возвращение стало неожиданностью для поклонников. Причем за этот пятиминутный импровизированный слэшер отвечала Platinum Games, полностью переработав его, по сравнению с оригиналом. Приятный бонус, говорящий о дотошном подходе разработчиков.

В общем, из Metal Gear Solid Delta решили сделать памятник эпохе с аутентичным геймплеем. Нельзя однозначно сказать насколько это удачное решение, но таким образом авторский замысел оказался в первозданном виде.

Как похорошели сибирские джунгли

Основные изменения затронули графическую часть, и она тоже спорная. С одной стороны, чисто технически выглядит игра потрясающе — таких реалистичных джунглей нет, пожалуй, нигде. С другой стороны, нарушен изначальный стиль, а оптимизация, особенно на ПК, оставляет желать лучшего.

Шутка ли, коридорная игра тормозит на RTX 4070 с апскейлером и ловит фризы на любых компьютерах. На консолях ситуация получше, но базовая PS5 способна лишь на нативные 1440p в 30 fps или 1080p с 60 кадрами — и это тоже с периодическими просадками.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Сколько в черный ни одевайся, с факелом даже в темноте будешь хорошо заметен

От буро-зеленой гаммы из оригинала отказались полностью — MGS Delta выровнена по цветам и не заваливается в какой-то один фильтр. Модели стали в сотню раз детализированнее, и общий стиль сделал огромный шаг в сторону реализма — из-за этого происходящий сюр иногда выглядит неуместно. Пучащий глаза столетний дед, заглядывающий в прицел своей винтовки, и в оригинале был комичен, а здесь напрочь разрушает эффект погружения. Туда же и гипертрофированный Волгин, с его резиновым костюмом и молниями из рук.

Озвучку в ремейке не трогали. Все персонажи говорят оригинальными голосами, в том числе вернулся и Дэвид Хейтер, которого Кодзима в пятой части променял на голливудский зычный баритон Кифера Сазерленда. Если вы скучали по чудовищному переигрыванию Хейтера, говорящего каждое слово как будто бы одновременно с издевкой и комом в горле, то точно не останетесь разочарованы.


                    Обзор Metal Gear Solid Delta: Snake Eater. Гениальность, доступная каждому

Все 64 керотана на месте — если вы достаточно безумны, чтобы собирать этих лягушек

Нельзя не отметить и переписанную заглавную тему Snake Eater. В новой версии песня стала шире по панораме и динамичнее, но на мой вкус оригинал все равно звучит лучше. Легендарной сцены с лестницей это не коснулось — она все также прекрасна.

Также у игры впервые появился русский перевод. Он получился специфическим: авторы местами игнорируют спецтермины, называя разработанную Снейком и его наставницей систему CQC просто ближним боем, иногда вставляют перлы вроде «ни хрена себе!», а часть хмыканий и неопознанных междометий в субтитрах превратилась в «…!». Но со своей задачей перевод справляется — все политические игры и сложные разговоры теперь доступны и тем, кто не владеет английским на достаточном уровне.

Ради чего стоит играть:

  • Великолепный сюжет, изолированный от других частей MGS
  • Огромное количество деталей в игровом процессе
  • Сюр, китч и безумный японский взгляд на СССР
  • Вайб двухтысячных и игр с PS2
  • Лучший способ познакомиться с Metal Gear Solid

Что портит удовольствие:

  • Немного убитый визуальный стиль
  • Геймдизайн эпохи PS2
  • Оптимизация

 

Итог

Студия Virtuos не стала изобретать велосипед и переосмысливать великую игру. Вместо этого она собрала дословный ремейк на современных технологиях, по максимуму сохранив особенности оригинала с минимальной адаптацией под современные стандарты. На данный момент это лучший способ познакомиться с Metal Gear Solid, если до этого вы никогда не трогали серию — перед нами самый зрелищный и удобный вариант. А безумная постановка и великолепная история ни капли не устарели за прошедшие двадцать лет. Более того, посыл стал лишь актуальнее.  

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.