Обзор Ninja Gaiden 4. Неустаревающая классика вновь становится актуальной

Несмотря на уход небезызвестного Томонобу Итагаки из Koei Tecmo, серия не канула в небытие после мощной критики Ninja Gaiden 3. Иронично, но воскресить серию помог Фумихико Ясуда — глава Team Ninja и один из геймдиректоров провального триквела. Разработкой Ninja Gaiden 4 Ясуда руководил не один: вместе с ним должность делили Масакуза Хирояма и Юдзи Накао из PlatinumGames. Но мы все равно вычеркиваем его из списка негодяев, ведь Ninja Gaiden 4 удалась — это один из самых кровавых, динамичных и интересных слэшеров последних лет. Азиатская студия воистину спасает бренд Xbox, и ради такого не жалко оформить Game Pass хотя бы на месяцок.
Сюжет есть, суть такова
Игра начинается с приключений молодого и похожего на эмо кибер-ниндзя из клана Ворона по имени Якумо. Нашему меланхоличному протагонисту предстоит осуществить давнее пророчество, убив жрицу и положив конец Черному Дракону, который даже будучи не совсем живым ухитряется отравлять мир. Якумо быстро добирается до жрицы, но вдруг выясняется, — в лучших традициях японских сценариев — что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Жрица приводит несколько доводов (два из них довольно увесистые), после чего Якумо решает пересмотреть свое задание и оставить ее в живых.

Доводы весомые, мы соглашаемся
Хотя в Ninja Gaiden 4 можно ворваться новичком серии, для начала все же стоит ознакомиться с Ninja Gaiden 2 Black (хотя бы в блогерском ролике-пересказе) и получить какое-то представление о местной вселенной. Без этого понять, что происходит в сюжете, просто невозможно. Герои будут втирать что-то о демонах, драконах, рассказывать о великом Рю Хаябусе, но вместо должного эпика и пафоса игрок ощутит лишь приличный градус шизофазии. В целом же история наверняка будет интересна тем, кто глубоко погружен во вселенную Ninja Gaiden и жадно изучает ее лор, но мы о таких людях ничего не слышали. Сценарий просто таскает героя от одной кровавой битвы к другой, дает Якумо повод брызгать пафосом в диалогах и ведет его к неминуемой встрече к несравненным Рю Хаябусой.

Да, давай когда-нибудь потом
За исключением все того же Рю Хаябусы и жрицы, персонажи в Ninja Gaiden 4 не вызывают почти никаких эмоций — они просто есть. Что-то бубнят, обещают и просвещают. Якумо так и вовсе просто никакой. Понятно, что сценаристы пытались показать его как дисциплинированного профессионала, сосредоточенного на своей миссии, но делают это как-то совсем куце.
Линейная вкуснятина, сочная боевка
С одной стороны, радует, что это линейная игра, и в ней чувствуется дух олдскула. Мы редко будем отклоняться от заданного маршрута — разве что для выполнения сторонних миссий вроде битвы с секретным мини-боссом или поиска драгоценностей. Интерес выполнять такие задания прозрачен: игрок получает очки улучшения навыков, расширяет свой хелсбар и увеличивает стойкость. С другой стороны, все исследование происходит лишь в одну сторону: двери частенько захлопываются, стоит в них только войти. Остается гадать, не остался ли там где-то сундук с кольцом, снижающим получаемый урон, но пешки в этой игре не ходят назад — они несутся вперед, чтобы крошить чужие лица.

В боевой системе ощущается фирменный почерк студии PlatinumGames: эффектные комбо, джаглы, идеальные парирования и уклонения, поиск или создание окна для мощных контратак. Особо назойливых и толстокожих противников, которые тоже умеют ставить блоки и уклоняться, всегда можно осадить местным режимом берсерка — системой Кровавого Ворона. Заполняя специальную шкалу в ходе боя, Якумо может усиливать свои атаки, пробивать блоки и наносить куда больше урона. В режиме ярости эмо-ниндзя и вовсе начинает разрубать бедняг с одного удара.
Серия Ninja Gaiden всегда славилась своей высокой сложностью, и Ninja Gaiden 4 не стала исключением. Враги пытаются задавить игрока не только количеством, но и качеством. Просто долбить по кнопкам не получится, нужно скакать по аренам, уклоняться от выпадов, искать возможность атаковать, но не слишком увлекаться, потому что местные мерзавцы ничего не слышали про честные поединки и будут гнустно лупить в спину. Причем иногда врагов становится настолько много, что бой из трудного сначала превращается в утомительный, а потом — в раздражающий. Когда израсходовал все аптечки, держишься на последнем издыхании и надеешься, что вот сейчас откроются ворота с точкой сохранения неподалеку, на арену выскакивает еще одна толпа и пинками наказывают геймера за его наивный оптимизм, заставляя переигрывать целую секцию уровня заново.

Синдром Миядзаки
По мере прохождения герою будут открываться новые приемы, способности и оружие. При этом сложность игры будет вынуждать экспериментировать с различными умениями и арсеналом. Арсенал, достуный Рю Хаябусе, скромнее, чем у Якумо, однако легенда с лихвой компенсирует это набором различных атак, которые он успел разучить в предыдущих играх Ninja Gaiden. Если лень запоминать длинные комбо и связки, можно просто подолбиться о боссов или снизить сложность — но это неспортивно и уж точно неинтересно. К слову, о боссах.
Главные злодеи в игре выглядят очень эффектно, толкают громкие речи и пытаются ранить игрока обидным словом, а в битвах ведут себя бесчестно, атакуют с задержками и оттяжечками. Они вынуждают ошибаться и уклоняться раньше времени, попадая под удар, или просто накрывают своей тушей всю арену целиком. Битва с одним из боссов и вовсе протекает на парящей в небе каменюке, с которой очень легко свалиться во время очередного уклонения. Но все это не вызывает никакой обиды — винишь за такие моменты только невнимательного растяпу, то есть себя. Самый верный признак хорошей игры.

Ради чего стоит играть:
- Сочная и в меру тяжелая боевая система
- Забористый саундтрек
- Напряженные босс-файты
- Жрица и ее аргументы
Что портит удовольствие:
- Слишком линейные уровни
- Сюжет для галочки и скучные персонажи
Итог
Геймдизайн Ninja Gaiden 4 иногда ощущается архаичным, но заострять на этом внимание некогда: враги отчаянно требуют шинковки, катана делает вжух-вжух. Утопающий в неоновых огнях футуристический Токио, серые улицы которого заливает бесконечным дождем, тоже выглядит не слишком технологично, но стильно — и чертовски круто. А еще круче здесь превращать врагов в окровавленные ломти мяса: конечности летят в разные стороны, кровь брызжет фонтанами под тяжелые гитарные рифы, и способна ли вообще устаревать такая классическая формула — вопрос открытый.