Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

0 6


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Мне, как большому фанату «Нечто», было за что полюбить Still Wakes the Deep. Настолько, что я первой же строчкой упомянул ее в списке самых ярких игровых впечатлений 2024-го. Очень классический, очень прямолинейный хоррор о космическом ужасе на изолированной посреди моря буровой платформе «Бейра». Но вместе с тем увлекательный, полный ярких образов и живо написанных диалогов, по-своему красивый, он был предельно честен по отношению к игроку и доводил все свои главные начинания до логического конца. Неожиданно вышедшее ровно год спустя сюжетное дополнение Siren’s Rest тоже по-своему впечатляет. Еще ни разу до этого я не лез сразу же после прохождения игры на YouTube, чтобы посмотреть летсплеи и проверить: «Что это вообще было? Я не сошел с ума? Я реально это только что видел? Это не какой-то баг? Все настолько плохо?» К сожалению, да. Все просто кошмарно на самом деле.

Слишком много воды

Siren’s Rest отчасти напоминает чудовищных мясных монстров, в которых преображались обитатели «Бейры» из оригинальной игры. Смотришь на это дополнение, и не знаешь, за что ухватиться глазом — настолько все в нем бесформенно, нелепо, несуразно. Где-то здесь еще угадываются следы нормальной игры, в которой была логика, драматургия, какие-то художественные законы. Но вот пришел некий изощренный чудовищный разум и все исказил, переиначил, извратил. Теперь у нас тут глаз на пятке, пальцы вместо зубов и тентакли во все стороны извиваются. Как такую тварь вообще описать? Ну, попробуем. 

Скажем прямо, Still Wakes the Deep брала явно не геймплеем — тот состоял в основном из ходьбы, пряток, редких погонь и еще более редких элементарных головоломок. Вся соль тут была в классном сценарии, ярких персонажах, живых диалогах, крутом антураже, жуткой атмосфере и постановке. Так вот: абсолютно все вышеперечисленное в Siren’s Rest потрачено. Каждое из ключевых достоинств оригинальной игры выброшено на помойку. По-моему, это вопиющий случай в истории сюжетных DLC в принципе.


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Игры способны как следует изображать подводный мир. Но Siren’s Rest большую часть времени как будто и не пытается. Мне редко бывает настолько тяжело подобрать к обзору хоть какие-нибудь скриншоты

Сюжет Siren’s Rest стартует спустя девять лет после событий оригинала и предлагает игрокам в роли отважной ныряльщицы Мари отправиться к захороненным на дне моря обломкам «Бейры», чтобы выяснить правду о причинах катастрофы… А выяснять эту завязку игроки, видимо, должны по описанию в магазине или трейлерам, поскольку в самой игре экспозиция обставлена никак. Вас просто забрасывают под воду с минимальным брифингом. Кто мы, где мы, зачем мы — более-менее удастся выяснять из разных обрывков информации по ходу дела. И выглядит это как попытка искусственным образом усложнить сюжет.

Ну, наверное, как и в оригинале будут тащить яркие персонажи? Там и главному герою целую трагичную предысторию успели нарисовать, и даже статисты запоминались достаточно, чтобы проникнуться к ним сочувствием… Ну, что мы узнаем о главной героине Siren’s Rest по ходу прохождения? Во-первых, у нее есть личные спойлерные причины отправиться в эту экспедицию. Во-вторых, у нее были какие-то проблемы с наркотиками. В-третьих, она любит группу Simple Minds. Ну, еще она без видимой причины совершает опасные для жизни глупости. И… все! На этом месте можно вставить картинку, завершавшую эпизоды «Ералаша». 


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Инстинкт самосохранения у героини, похоже, атрофирован. Нет, в оригинальной игре персонажи тоже совершали безумные поступки, но на то их толкала смертельная опасность. Мари же сама лезет в улей

О двух других героях, с которыми Мари общается по рации, можно сказать и того меньше. Ну, одному, кажется, есть до нее дело, другому не особенно. В остальном это буквально люди без характеров, регулярно совершающие идиотские поступки. И их диалоги умопомрачительно пусты. «О, здесь опасность!» «Будь осторожна!» «Буду!» И все в таком духе на протяжении всех полутора часов. В то время как в оригинале даже перебранки в столовой запоминались и раскрывали героев, не говоря уже об эпическом столкновении с начальником платформы. Как можно было настолько уронить качество сценария, когда прямо под рукой был пример того, как нужно делать?

Зато нам позволяют вернуться в знакомые по предыстории декорации! Да еще и взглянуть на них в принципиально новом виде — под водой. Тут-то уж сам бог велел навалить интересных деталей, отсылок, как следует раскрыть персонажей и сеттинг через окружение… Может и велел, да только авторы не слушали. Окружение Siren’s Rest чуть менее чем полностью состоит из серых пустых коридоров, металлолома, ржавчины — и все это под мутной водой в темноте, чтобы еще трудней было что-то разглядеть. Слава богу, кто-то пробрался на затонувшую платформу и покрасил все интерактивные объекты желтой краской! Но кроме шуток, это прямо удивительно уродливое дополнение. Опять же, особенно на фоне оригинала, где и завораживающие морские пейзажи были, и жуткие шокирующие моменты.


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Самые интересные моменты в плане окружения тут — когда узнаешь какие-то элементы антуража из оригинальной игры 

А самое главное, в Still Wakes the Deep вся «Бейра» была забита кучей деталей — писем, записок, украшений, фотографий, флагов, и много другого. И они постоянно приоткрывали какие-то новые детали в сеттинге или характерах персонажей. Еще до начала какой-либо движухи там можно было заглянуть в каюты разных персонажей, и каждая из них рассказывала что-нибудь про своих обитателей. 

Что вместо этого предлагает Siren’s Rest? Собирать коллекционные предметы, которые абсолютно ничего нового не расскажут о своих обладателях. Героиня такая находит очередной кусок мусора, рапортует наверх: «Я нашла кусок мусора! Видимо, чья-то личная вещь, беру с собой», — и все! Зато есть повод ачивок навалить. Ну и, видимо, тот факт, что мы находим в соседних комнатах статуэтку Ганеши и христианский крестик, должен показать, насколько экипаж «Бейры» был многонациональным и многоконфессиональным. Спасибо, очень интересно.

В оригинальной игре была комната отдыха со столами для бильярда, мишенью для дартса и музыкальным автоматом. И над ним на стене висел листочек с рукописным перечнем — кто из экипажа какую песню заказывает. Имена и названия композиций. Написанные разными ручками и маркерами. Кто-то писал убористым почерком, кто-то залезал за поля. Этот же листочек попадается ближе к концу Siren’s Rest. И знаете, это супер-маленькая деталь, далеко не ключевая. Но в ней одной больше жизни и характера, чем во всем этом дополнении.

И что? Да и ничего

Прогулки на поводке

Каким-то образом авторы DLC сумели сделать более мучительным даже геймплей, который и так-то звезд с неба не хватал. Казалось бы, ну делов: был у вас симулятор ходьбы, теперь будет симулятор плавания, тем более физика движения под водой уже была реализована в оригинале. Хронометража у вас всего на час-полтора, что может пойти не так? 

Ну, например, можно понавтыкать на каждом шагу одинаковых квик-тайм ивентов, как будто на дворе 2006 год. Серьезно, они тут порой возникают на экране каждые секунд 30. Надо открыть дверь или ящик? Сделай QTE. Убрать с дороги какой-нибудь хлам? Еще QTE! Подняться по лестнице? QTE! Странно, что к взлому вентиляционных решеток их не прикрутили — там приходится орудовать газовым резаком. Что не сильно интереснее, но хотя бы не так раздражает.


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

А еще найденные тела предлагают фотографировать на камеру. Нет, вокруг этой механики ничего интересно тоже не построено

Хорошая новость в том, что Siren’s Rest представляет одну реально интригующую и оригинальную механическую задумку. На протяжении почти всего пути за героиней волочится подсоединенный к водолазному костюму шланг — одновременно источник воздуха и средство коммуникации. Он обладает своей физикой, способен цепляться за разные штуки и так далее, что в теории должно заставить игрока следить за этим делом, вовремя высвобождать свой «хвост» и в целом грамотно выбирать маршрут. Плохая новость в том, что эта задумка с треском проваливается в силу ужасной технической реализации.

По факту этот треклятый шланг делает все что угодно, только не работает нормально. Клипается сквозь стены и предметы. Зависает в воздухе. Внезапно обрывается. Заслоняет камеру. Растягивается и сжимается без видимой причины. Дергается в разные стороны как в эпилептическом припадке. И даже становится невидимым, в моменты, когда с ним нужно взаимодействовать! Да и авторы ничего особенно интересного вокруг этой механики не придымывают — лишь пару раз придавливают шланг под завалом, заставляя отсоединиться и искать обходной путь. В итоге эта фича, которая, вероятно, должна была стать источником напряжения и дать почувствовать изоляцию на глубине тысяч лье, вызывает лишь комический эффект. Особенно когда этот цветастый шланг во время серьезной сцены вдруг лезет в глаза или перегораживает половину комнаты.

Серия фотографий «Я и мой шланг»

Но с технической стороны все DLC — это сплошное посмешище. Да, можно как всегда сослаться на то, что за разработку отвечала небольшая инди-студии, и по всему тут видно, что у разработчиков был бюджет в ноль рублей. Но всему есть предел, и Siren’s Rest именно что запредельно кривая. Чего только не увидишь тут за полтора часа: и клиппинг объектов, и мерцающие всеми цветами радуги текстуры, и невидимые стены, и баги с управлением, и провалы частоты кадров… Апогеем всего этого для меня стала кульминационная сцена погони от монстра. Ах, да! На случай, если кто-то интересуется, как это дополнение по части хоррора. Единственный монстр здесь появляется минут на пять и выглядит как огромная креветка. Хотелось бы сказать «С пивом покатит!», да не тот случай.

Так вот, кульминационная погоня. Как это выглядит. Героиня пытается найти под водой путь из-под завалов. Потом оглядывается назад: позади ничего нет. Пустота! Но героиня вдруг вскрикивает от ужаса и стремительно плывет вперед. Начинает играть жуткая музыка как во время погони — и да, если в этот момент остановиться, вы получите Game Over. И лиха беда начало! Дальше героиня останавливается и снова кричит, как будто ее что-то схватило. Оглядывается назад — позади по-прежнему Пустота. На экране появляется QTE… и при его выполнении героиня бьет эту самую Пустоту кулаком! Из Пустоты вырывается всплеск кровищи! ПУСТОТА КРОВОТОЧИТ! КТО-НИБУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАНОВИТЕ ЭТО БЕЗУМИЕ!..


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Полюбуйтесь сами на этот эпический побег от Пустоты. Видео взято с канала Videogmz — извините, я не готов перепроходить ЭТО во второй раз ради минутного ролика, тем более что ручных сохранений и навигации по главам тут нет

В общем, да. В кульминационной сцене игры разработчики забыли нарисовать монстра. Или забили рисовать монстра. Или каким-то образом оставили в игре баг, делающий монстра невидимым — не знаю. Но даже если это баг, видимо, он встречается у всех: я посмотрел пять разных записей геймплея на YouTube, и все они в этом моменте выглядели ровно так же нелепо. Но мне, честно говоря, уже плевать, что именно тут пошло не так. То, что Siren’s Rest выпустили в таком виде и не исправили до сих пор, говорит достаточно о том, насколько разработчикам было дело до качества собственного продукта. Так почему до этого продукта должно быть дело кому-то еще?


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

К концу игры фонарь заставляют сменить на бесконечные фальшфейеры. Но зато они симпатично плавают и заставляют все вокруг переливаться светом!

Последнее китайское

Siren’s Rest производит впечатление набора крайне сырых и наспех собранных воедино наработок, который почему-то без тени стыда выпустили как DLC и теперь продают в попытках хоть как-то монетизировать. И извините уж за такую конспирологию, но очень похоже, что именно так все и было. Не секрет, что у ответственной за Still Wakes the Deep студии Chinese Room дела идут… тревожно, мягко говоря. Сначала из нее ушла целая вереница важных сотрудников, включая основателя и творческого лидера Дэна Пинчбека. Теперь вот приходят новости о сокращениях. 

Почти наверняка это все связано с решением студии вписаться в сомнительную авантюру — согласиться доделать Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, которая вроде бы все еще планируется к релизу в этом году. Мне это изначально казалось самоубийственной миссией. Сам проект проклят и прошелся катком по жизням и карьерам уже кучи других разработчиков. Chinese Room никогда не делала больших RPG. От сотрудничества с Paradox как издателем тоже ничего хорошего априори ждать не приходится. Допускаю, что релиз Siren’s Rest тоже в какой-то мере стал следствием этой истории — может, силы были перекинуты на VTMB2, а DLC нужно было выпускать из-за финансовых обязательств… Что-нибудь такое. Но это едва ли хорошее оправдание для того, чтобы так марать честь замечательной игры. И если этот проект станет для Chinese Room одним из последних, останется только с сожалением заключить, что студия сама же под конец опорочила свое наследие.


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Ещ одно напоминание о том, насколько все было лучше 

Ради чего стоит играть:

  • Очень большим любителям подводной тематики может приглянуться возможность поплавать по развалинам буровой станции

Что портит удовольствие:

  • Унылый и ничего не дающий основной истории сюжет
  • Персонажи без характера и диалоги без искры
  • Уродливые, пустые и однообразные декорации
  • Единственная занятная геймплейная задумка полностью провалена технически
  • Хоррора завезли только на пять минут в самом конце
  • Баги превращают происходящее в цирк


                    Обзор Still Wakes the Deep: Siren’s Rest. Баги, духота и безумие в кошмарном дополнении к отличному хоррору

Трейлер Still Wakes the Deep: Siren’s Rest

Итог

Siren’s Rest может претендовать на звание одного из худших дополнений в истории. Буквально все лучшие начинания оригинала тут слиты в унитаз — и ради чего? Паразитирующего на оригинальной игре невнятного и ненужного эпилога, самостоятельная ценность которого близится к отрицательным значениям? Или того, чтобы владельцы Chinese Room смогли еще немного подзаработать перед ее вероятным закрытием? Плюс в этой истории один — есть повод снова порекомендовать оригинальную Still Wakes the Deep всем любителям жанра. Вот это по-прежнему отличный хоррор. Тем более, на него как раз в честь выхода этого недоразумения скидку сделали.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.