Темная сторона Steam – как Valve молча поддерживает миллиардную индустрию ставок в CS2 и Dota 2
Valve Corporation создала настоящую виртуальную экономику вокруг своих флагманских игр, но мало кто задумывается о цене такой инновации. Скины из CS и Dota 2 давно перестали быть просто красивыми картинками – они превратились в фишки глобального онлайн-казино с реальными деньгами. И пока компания собирает миллиарды с продажи ключей и комиссий, тысячи подростков знакомятся с миром ставок через любимые игры.
В прошлом году году интернет-детектив Coffeezilla опубликовал масштабное расследование, оставившее неприятное послевкусие от того, на что Valve готова закрывать глаза ради очень больших денег. Ютубер обвинил компанию в сознательной поддержке нерегулированного гемблинга (ставок в разных проявлениях) среди несовершеннолетних. Расследование показало, что доступ к ставкам на скины получают дети 13-14 лет – ведь достаточно купить подарочную карту Steam, приобрести скины и поставить их на сторонних сайтах без какой-либо серьезной проверки возраста. И это только верхушка айсберга, который Valve упорно игнорирует уже более десяти лет.
Чтобы понимать масштаб проблемы – только в 2023 году, по оценкам экспертов, Valve заработала 1 миллиард долларов от продажи ключей для кейсов и комиссий от торговли между пользователями на рынке Steam. Естественно, компания не спешит рубить курицу, несущую золотые яйца – даже если эта курица превратила CS2 в глобальное казино для подростков.
Миллиардная империя на виртуальных ножах
Система работает просто и гениально одновременно. Игроки покупают кейсы с оружием за реальные деньги, открывают их специальными ключами по 2,49 доллара и надеются выбить редкий скин. Самые распространенные скины, которые можно получить, стоят гораздо меньше стоимости ключа, поэтому игрок фактически теряет деньги, если покупает ключ и находит обычный скин. Звучит знакомо? Правильно – это классическая механика игрового автомата, только вместо вишенок тут АК-47 с раскраской.
Valve настаивает, что это не гемблинг, так как скины официально можно продать только за баланс Steam Wallet, а не за реальные деньги. Однако это как минимум лукавство, как максимум ложь – сторонние сайты давно научились конвертировать скины в наличку, и Valve об этом прекрасно знает.
Более того, некоторые сайты вообще награждают новых игроков 3 бесплатными кейсами CS2 при регистрации. И таких площадок сотни. Они предлагают рулетку, бросок монет, крэш и другие азартные игры, где ставками выступают скины из CS2.
Однако ситуация на этом не кончается – множество профессиональных команд CS2 спонсируются крупнейшими сайтами с букмекерами и казино. G2 Esports, одна из сильнейших организаций в мире, открыто носит логотип CSGORoll на форме. Представьте, если бы "Реал Мадрид" выбежал на поле с надписью "Казино Вулкан" на груди – примерно так это и выглядит.
Что самое печальное, подавляющее большинство самых просматриваемых стримеров CS2 так или иначе имеют или имели спонсоров среди сайтов для ставок и казино на скинах – это данные из расследования, после которого Twitch наконец-то запретил рекламу подобных площадок. Но урон уже нанесен – миллионы подростков успели увидеть, как их кумиры "легко" выигрывают тысячи долларов на рулетке со скинами.
Договорные матчи как побочный эффект
Там, где крутятся большие деньги и нет контроля, неизбежно появляется коррупция. Расследование договорных матчей с участием монгольской организации ATOX Esports уже привело к пожизненным банам для игроков и даже одного аналитика.
А история с iBUYPOWER стала классикой жанра – Duc "cud" Pham использовал девять аккаунтов для размещения ставок, которые принесли доход в размере 1193,14 доллара каждая, в общей сложности 10 738,26 долларов прибыли от договорных матчей.
И это только те, кого поймали.
В Dota 2 ситуация не лучше – Valve забанила 46 профессиональных игроков в Китае за нарушение честной игры. Целые команды исключались из Dota Pro Circuit после подозрительных выступлений.
Опять же, это только те случаи, которые были выявлены – сама Valve и организаторы принимают минимум сил для изучения случаев, так что масштаб проблемы может быть гораздо больше.
"Это же не pay-to-win, так что норм"
Реакция сообщества на проблему ставок и казино разделилась на два лагеря. Одни безуспешно требуют действий от Valve, другие пожимают плечами – мол, взрослые люди, сами разберутся.
Проблема в том, что большинство начинающих гемблеров в CS2 – вовсе не взрослые. Почти любой может получить доступ к этим веб-сайтам и использовать свои аккаунты Steam для начала игры. Никакой верификации возраста, никаких ограничений – купил Steam-карту в магазине, и добро пожаловать в казино.
Reddit полон историй о подростках, спустивших кредитки родителей на кейсы и рулетку. Но пока скандал не выходит на первые полосы, Valve предпочитает делать вид, что проблемы не существует.
Нет, конечно, Valve иногда предпринимает какие-то действия – когда уже совсем становится некрасиво. В итоге компания даже обновила правила поведения в Steam, уточнив, что "азартные игры теперь являются нарушением, за которое можно получить бан". Забанили аж 40 аккаунтов, связанных с гемблингом. Учитвая, что у сервиса сотни миллионов аккаунтов, это совершенно ничто, статистическая погрешность.
Хотя федеральная торговая комиссия США урегулировала обвинения против Тревора "TmarTn" Мартина и Томаса "Syndicate" Касселла – двух ютуберов, которые рекламировали собственный игорный сайт, не раскрывая факт владения. В итоге они отделались лишь легким испугом, а CSGOLotto просто закрылся. Но судя по количеству новых сайтов серый рынок ставок, казино и букмекерства продолжает расти.
Будущее без ставок?
CS2 унаследовала все проблемы предшественницы, включая экономику скинов. Инвентари игроков с цифровыми товарами были автоматически перенесены из CS:GO в CS2, а скины воссозданы в новой игре. То есть казино продолжает работать, просто с обновленной графикой.
Судя по всему, Valve действительно не заинтересована в решении проблемы. Слишком много денег поставлено на кон – и речь не только о прямой прибыли от продажи ключей. Вся экосистема CS2, включая киберспорт, завязана на скины и связанный с ними гемблинг.
Убери это – и что останется? Просто хороший тактический шутер среди десятков других. А так – это целая вселенная со своей экономикой, драмами и миллиардными оборотами. Valve построила идеальную машину для печатания денег, и останавливать её никто не собирается.
Остается надеяться, что рано или поздно регуляторы обратят внимание на эту "серую зону". Бельгия и Нидерланды уже запретили лутбоксы, считая их формой азартных игр. Может, и другие страны последуют их примеру? Пока же статус-кво сохраняется, репутация Valve продолжает поддерживаться наличием Steam, SteamOS и в целом образом "спасителя ПК-гейминга".
Тем временем Гейб Ньэлл путешествует на своей гигантской яхте и вкладывает в развитие нейроинтерфейсов.
Из других новостей: Riot Games разрешила букмекерские спонсорства в киберспорте Valorant и League of Legends.