Обзор Deltarune Chapters 1+2+3+4. Вспоминаем легендарную Undertale и смотрим, как ее спин-офф рвет чарты
Помимо запуска Nintendo Switch 2, 5 июня произошло еще кое-что важное — вышли две главы Deltarune, новой игры создателя Undertale Тоби Фокса. В российском игровом сообществе о подземных приключениях если и говорят, то в основном с усмешкой по поводу графики и «революционного» геймплея родом так года из 85-го. Но сегодня мы вспомним, за что уже почти десять лет миллионы людей любят Undertale, и ради чего стоит играть в ее то ли спин-офф, то ли сиквел.
Пост-пост, мета-мета
«Начнем с того, что она рожей не вышла», — с этих слов в январе 2016-го свой обзор Undertale начал заслуженный критик Владимир Nomad Горячев. Поспорить с ним трудно, выглядит игра если не отвратительно, то как минимум скромно даже по меркам пиксельного инди. Тем не менее это не мешает куче поклонников играть что в Undertale десять лет назад, что сейчас в Deltarune.
Полумиллионное сообщество на Reddit, прорва групп VK, агрессивные фанаты в «Твиттере», доказывающие, что это лучшие игры на свете, миллионы проданных копий, тонны арта, комиксов, любительских продолжений и даже падение платежной системы Steam в момент выхода 3 и 4 глав — со стороны этот хайп выглядит впечатляюще и, в то же время, немного отталкивающе.
Самый красивый момент из Undertale, где скриншот делал каждый
По-моему, формула успеха Тоби Фокса и его творений схожа с феноменом мультфильма «Гравити Фолз». Это тоже слегка детская история с яркими персонажами и уютной атмосферой, где уже на второй (все еще расслабленный) взгляд есть множество недосказанностей и мистики. Но самый смак кроется в третьем и следующих слоях, где автор оставил массу подсказок на мрачнейшие детали лора и предыстории героев. А также миллион неразгаданных тайн, которые только подогревают любопытство.
Взять хотя бы самый знаменитый маскот Undertale — ленивого и нерасторопного скелета Санса. С одной стороны, он банально меметичен: если идти на «хорошую» концовку, то в каждом втором диалоге лентяй выдает дружеские перлы вроде предложения купить у него жареный снег за 10/100/1000 денег или подкалывает своего брата под фирменное «бадум-тсс». При этом Санс еще и одна из самых больших загадок игры, ведь он всегда оказывается в нужном месте, знаком со всеми сильными мира сего и явно знает больше других о происходящем — в том числе и о существовании игрока и его возможности сохраняться.
Игра, по сути, начинается и заканчивается общением с этим дружелюбным парнем. И лишь в истинной концовке узнаешь, кто же он такой
Подмигивание через четвертую стену это тоже одна из характерных фишек Undertale. Уже первый враг, двуличный цветочек Флауи, может заподозрить, что тут что-то неладно. Если игрок не поведется на его предложение «отведать лечебных пуль», а попробует увернуться от снарядов, цветок спросит прямо: «Похоже ты понимаешь, что тут происходит?» А другие персонажи не преминут укорить вас за сделанный выбор, даже если после этого вы перезапустили игру и загрузили предыдущий сейв.
Ведь возможностей для выбора даже слишком много. В привычном RPG-понимании судьбоносных решений тут практически нет, но в каждой драке можно убить или пощадить своих противников. Зарезать позволяют почти всех персонажей в игре, что ведет к одной из нескольких концовок. Вместе со счетчиком убийств меняется и отношение окружающих — если с пацифистом все хотят дружить, то маньяка будут избегать даже сюжетные персонажи.
Мне до сих пор стыдно, что в первом прохождении я случайно убил Ториэль
Помимо уютной атмосферы, постмодернистских штучек, возможности прохождения без убийств и пугающих глубин лора, Undertale безусловно поражает музыкой. Игру практически единолично разработал один человек — композитор Тоби Фокс, который написал аж 100 треков для двухчасового саундтрека. Как и визуал игры, который только притворяется убогим, чтобы в нужный момент удивить трехмерными элементами или адским дизайном, так и прикидывающаяся банальным чиптюном музыка выдает запоминающиеся мелодии и неожиданно расширяет звучание до металла или джаза. Говорить излишне, достаточно напомнить о существовании Megalovania.
Но стоит поговорить и о минусах. Во-первых, действительно вырвиглазный визуал. И дело даже не в уродливом главном герое или примитивных задниках, а в ущербных локациях с длинными пустыми коридорами, в которых иногда предстоит решать утомительные головоломки. Многие бросили Undertale на моменте, где нужно переключать висящую в темноте дорожку из света — это почти настолько же ужасно, как и лабиринт в первой Max Payne, но, к счастью, спасает малая продолжительность сегмента.
Меланхоличный призрак Напстаблук дарит самую чилловую сцену в игре
Сомнителен и основной игровой процесс. Тоби Фокс до Undertale был известен как создатель фанатских модов к Earthbound — старой и очень специфической JRPG, где главными героями были дети в середине прошлого века. Именно на нее больше всего и похожа Undertale, хотя отсылок к другой классике жанра в ней тоже навалом.
И отсылки эти иногда делают геймплей постмодернистским приколом или метакомментарием ко всему жанру, но игроку от этого не легче. Понять, что нужно делать, бывает сложно, а цена ошибки высока, ведь в местных пошаговых сражениях есть экшен-элементы, с которыми справится не каждый. Впрочем, скачущая сложность тоже может быть частью шутки и видения автора.
Пожалуй, в топ-50 самых сложных боссов видеоигр Санс входит точно
Undertale — не первая попытка смешать bullet hell и JRPG, но точно самая изобретательная. В роли маленького сердечка в небольшом квадрате предстоит уворачиваться от безумных снарядов всех форм и размеров. Говорить, опять же, излишне — достаточно взглянуть на печально известное сражение с Сансом из плохой концовки.
И вот 4 июня вышло то ли продолжение, то ли спин-офф, то ли приквел из параллельной вселенной — Deltarune. Точнее, вышли лишь 3 и 4 глава: первые две давно доступны бесплатно в качество демо, а закончится история в последующих трех, у которых до сих пор нет даты выхода.
Дети в подземелье
Я уделил столько времени Undertale, потому что Deltarune это в сущности то же самое. Даже название новой игры это анаграмма названия старой, и все здесь подчинено этой идее. Игровой процесс тот же, но выглядит немного иначе. Сюжет в целом похож, но тоже как будто перевернут с ног на голову. Даже многие персонажи те же, только в новых обстоятельствах.
В Undertale все начиналось с того, что главный герой падал в подземный мир, где много лет назад люди заперли народ монстров. В поисках выхода игрок знакомился с этими монстрами, который оказывались классными ребятами (если их не убивать направо и налево) и становились друзьями — опуская детали, это вся история.
Уже первый Темный мир показывает — в разработке Deltarune участвовали настоящие художники
В Deltarune главных героев три, но аватар игрока по-прежнему человекообразен и молчалив — впрочем, теперь у него есть каноничное имя Крис. Действие стартует в мире, который подозрительно напоминает подземный из Undertale. Но пойдя вместе с задирой-одноклассницей за мелом по поручению учителя, Крис обнаруживает проход в другой, альтернативный мир, где и происходят основные события.
Каждую главу школьники находят новый портал, а затем пытаются его запечатать. По продолжительности каждая часть сопоставима где-то с половиной Undertale, а то и больше — то есть порядка 4-6 часов. Ситуация по главам в итоге такая:
- 1 глава — знакомство с главными героями, первые детали местного мироустройства;
- 2 глава — путешествие в Кибер-мир, в целом эта глава напоминает «пляжный эпизод»;
- 3 глава — полноценный «пляжный эпизод» без влияния на основной сюжет. Зато здесь самый упоротый визуальный стиль и больше всего уматных мини-игр;
- 4 глава — полноценный разгон сюжета, появление антагониста и вообще наконец-то полноценная завязка истории.
Да, в отличие от Undertale, в Deltarune есть и нормальный антагонист, и даже полноценная завязка. Возможно, когда-нибудь Тоби Фокс научится строить свои истории по законам сценаристики, но пока что он предпочитает занимать время неожиданными поворотами, прикольными диалогами и юмором.
Персонажи по-прежнему важнейшая часть нарратива. Вместе с Крисом путешествует его фиолетовая ящеро-одноклассница Сьюзи, которая готова откусить лицо любому, кто ей не нравится. Дополняет троицу женоподобный мальчик-козел Ральзей из первого Темного мира, посещенного героями. Он невнятно рассказывает легенду о Дельтаруне, сообщает, что Крис и Сьюзи избранные, а в партии служит голосом разума и хилером.
Герои героями, только местные скорее зовут их клоунами
По традиции, совсем отрицательных персонажей тут почти нет. Даже антагонисты первых глав, юморист-любитель Лансер, его отец и робот Королева оказываются неплохими ребятами и продолжают затем тусить в компании главных героев. Если вы, конечно, не убили их в бою.
Потому что боевая система Deltarune тоже напоминает анаграмму с Undertale. Теперь это не ролевая игра с пошаговыми боями с видом от первого лица, а партийная JRPG с тремя героями в команде и видом на поле боя сверху — как в первых Final Fantasy.
«Хау ду ю ду, феллоу кидс?» — поинтересовался дед и отметил, что наши попытки умиротворить оппонентов не похожи на драку
Суть от этого не изменилась. Вы по-прежнему можете убивать врагов атакой (пункт ATTACK), а можете попытаться с ними договориться, действуя через разные варианты действий (пункт ACT). Второе несколько сложнее: выбрав неправильный вариант, врага можно разозлить, подлечить, изменить условия боя или, что чаще всего случается, не оказать никакого воздействия.
Помимо действий основного героя, вы теперь выбираете еще и действия сопартийцев. Они умеют в целом все то же самое, только если раньше закончить бой мирно можно было лишь успокоив противника и выбрав вариант пощадить его (кнопка SPARE), то теперь у врагов есть и другие статусы, которые только Ральзей способен снять своими заклинаниями и усмирить оппонентов.
Суть боев осталась та же — пошаговые головоломки с элементами bullet hell
Во вражеский ход все осталось как было — это тот же bullet hell, где красным сердечком в маленьком квадрате предстоит уклоняться от вражеских атак. В целом, атаки стали еще безумнее визуально, но общая сложность игры как будто пониже — видимо, сказывается расширение команды и большое количество тестеров.
Что цепляет глаз, так это огромное количество мини-игр. Весь третий эпизод построен на викторинах, квизах и конкурсах, которые устраивает безумный телеведущий. В первых эпизодах нещадно эксплуатируется тема уродского робота, которого игрок волен сам собрать в конструкторе — под финал этим клоунским чудовищем предстоит участвовать в импровизированном файтинге, совмещающем пошаговый и идущий в реальном времени бой.
В первой главе я создал это недоразумение с утиной головой и пончиком вместо тела, а во второй мне за него пришлось играть
В плане механик слома четвертой стены стало гораздо больше, а вот подмигиваний игроку от персонажей как раз наоборот меньше. Впрочем, Deltarune все еще полностью не вышла, но уже хранит массу секретов. Например, непроходимый бой в финале третьей главы все-таки можно пройти, а в зависимости от выбора пути (полный пацифизм или, как тут принято говорить, геноцид) меняются детали концовок — хоть события происходят те же, но многие до них не доживают.
И в лучших традициях оригинала и, скажем, серии Nier, перед запуском каждой следующей главы имеет смысл загрузить сейв с финала предыдущей и пробежать историю еще раз. Хотя теперь меняются лишь детали, потому что финал по задумке автора будет один.
Больше не уродская
Отдельно хочется поговорить про аудиовизуальную составляющую. Deltarune больше не выглядит как плохая игра с NES или «Денди», и в первую очередь это касается персонажей. Раньше дизайнеры заглядывали к Тоби Фоксу в гости лишь с парой эскизов к монстрам, а теперь в его команде есть полноценные художники.
В отличие от болеющего желтухой ребенка в полосатом свитере из Undertale, Крис выглядит как нормальный персонаж нормальной 16-битной игры. При том, что характерный дизайн сохранен и в его чертах явно прослеживается вид Чары и Фриска — если вы понимаете, о чем я.
Мистер «Ант» Тенна крадет каждую сцену, где появляется: он настолько навязчивый и так круто сделан, что мгновенно приковывает внимание
Каждый Темный мир выполнен в уникальной стилистике, но все это меркнет по сравнению с миром ТВ-шоу из третьей главы. Локации, сам телеведущий мистер «Ант» Тенна и его конкурсы, а также шрифты, которыми он разговаривает, во-первых выглядят действительно впечатляюще (лучше всего что было во всей серии Undertale/Deltarune), а во-вторых постоянно меняют свой стиль и отсылается то на пиксельную Guitar Hero, то на «Зельду», то еще черт знает на что.
Старые герои в новых обстоятельствах тоже выглядят замечательно. Совсем уж второстепенные вроде продавца Бургерпэнтса радуют мета-шутками, отсылаясь на события Undertale, а вот важные персонажи могут и растрогать. Ториэль и Азгор снова в разводе, только теперь бывший король подземного мира с трудом сводит концы с концами продавая цветы и подрабатывая горничной; Азриэль уехал в колледж, видимо, так и не повстречав Чару; Санс есть сразу в нескольких местах, и в каждом ленится что-либо по-человечески сделать.
Здарова, брат, ну как ты тут в метавселенной?
Сами локации по-прежнему остались коридорным издевательством из прошлого века, но благодаря улучшенной картинке стали выглядеть не так бедно. Да и давняя болезнь в виде головоломок здесь тоже приотпустила свою железную хватку — ничего особо душного нет, в целом теперь задачки скорее нацелены на введение новых механик, чем на затягивание прохождения. Переключение светофоров на время, подбор мелодий на пианино и управление потоками мышей сделаны удобно и логично, в отличие от многих загадок из прошлой игры.
Нельзя сбрасывать со счетов и музыку. Ее здесь уже больше, чем в Undertale, а ведь игра еще не успела полностью выйти. По смыслу это примерно то же самое — чиптюн с вкраплениями живых инструментов. Правда, есть ощущение, что в целом мелодии менее запоминающиеся, но еще не вечер: нас ожидают как минимум три главы.
Ради чего стоит играть:
- Душевные персонажи и юмор
- Неожиданные геймплейные эксперименты
- Лихие сюжетные повороты и тайны, которые еще предстоит раскрыть
Что портит удовольствие:
- Нерасторопность Тоби Фокса
Итог
По сравнению с предшественницей, Deltarune стала гораздо лучше как продукт — красивее, удобнее, насыщеннее, лучше срежисированна и так далее. А вот как историю ее судить пока рано: непонятно даже, какое именно отношение все происходящее имеет к Undertale, почему все это вообще происходит и какая же единственная впечатляющая концовка, обещанная Тоби Фоксом, нас ждет в финале.