Обзор Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition. Как Невервинтер не похорошел при новом мэре
Оригинальная Neverwinter Nights 2 вышла почти 20 лет назад. Не дождавшись юбилея, студия Aspyr выпустила переиздание — якобы лучшую версию. Получилось ли у разработчиков освежить замшелую RPG и стоит ли вообще погружаться в ролевой олдскул? Мы прошлись по улочкам Невервинтера, начистили рыла гитьянки и даже попытались остановить древнее зло — все ради того, чтобы рассказать, как сохранилась игра.
Ну как там с ремастером?
Начнем сразу с того, каким получилось переиздание. Ведь тем, кто играл хотя бы в одну игру на Infinite Engine или любую другую старорежимную партийную RPG, особенно от Bioware и Obsidian, Neverwinter Nights 2 будет понятна как дважды два. Та же D&D 3.5, тот же сюжет с развитием от «враги сожгли родную хату» до спасения мира, те же разговорчивые напарники с теми же скелетами в шкафу, те же странные битвы в режиме «сучья свалка», та же возможность запороть прокачку персонажа уже к середине…
Пользовательские оценки у ремастера невысокие, на момент написания в Steam всего лишь 47% отзывов положительные. Ситуация двойственная: ремастер крайне ленивый, но плохим назвать его нельзя. Точнее, смотря с чем сравнивать, ведь переиздание первой части было не просто ленивым — оно было катастрофическим.
Хоть со шрифтами, слава богу, не налажали — читать удобно даже большие шматы текста
У Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition дела не так плохо, но проблем хватает. Главная из них — чудовищная камера на ПК. Она и в оригинале не блистала удобством, а сейчас на нее жалуются буквально все. Точнее — играющие в ремастер с клавиатурой и мышью. С контроллерами единственная проблема это скорость вращения, которую легко отрегулировать, тогда как с мышью возникают лаги, нечеткое считывание движений и тому подобное.
Под геймпады игру адаптировали настолько хорошо, насколько это в принципе возможно. Хоть скорость микроменеджмента падает, до всех функций можно дотянуться максимум за два-три нажатия. Впрочем, и тут есть пара ложек дегтя: иконки никто не перерисовывал, так что они, во-первых, просто непонятные и неудобные (у каждого типа предмета одна иконка на всех, так что отличить в инвентаре два меча друг от друга бывает затруднительно), а, во-вторых, не адаптированы под 4K.
Интерфейс упростили по сравнению с оригиналом, что в целом плюс. Но меню создания персонажа раньше было красочнее
Визуально игру тоже не облагородили, лишь грубыми мазками подтянули под современные стандарты: доступны высокие разрешения, а вездесущий блум, который в оригинале заливал экран от любой светящейся поверхности, просто убрали. Из-за этого картинка ощущается пустоватой, хоть и более четкой — раньше даже голубое подсвечивание активных предметов могло разукрасить всю сцену, а теперь объекты просто стоят на низкополигональных текстурах.
На этом минусы, в целом-то, заканчиваются. В отличие от переиздания первой части, в Enhanced Edition сиквела приятные шрифты, которые хорошо читаются даже на экранах Switch и Steam Deck. Системные требования хоть и выросли по сравнению с оригиналом, но все еще очень низкие — непонятно только, с какой стати игра начала весить почти в четыре раза больше. Также удивляют долгие загрузки: ладно на Nintendo Switch, но терпеть по 10-15 секунд на PS5 и ПК c SSD?
Местные красоты либо вызовут тоску по 2006 году, либо просто тоску
Мультиплеер и поддержка пользовательских модулей, главная особенность серии, тоже в порядке. На релизе с этим были проблемы, но вроде бы к настоящему моменту они уже решены. Отдельно должна порадовать русская озвучка, взятая прямиком из издания от «Акеллы» 2006 года. Правда, озвучка есть лишь в оригинальной игре, так что боевые выкрики и речь в дополнениях будут на английском, забавно смешиваясь прямо на ходу.
В общем, брать Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition для игры на ПК с мышкой и клавиатурой точно не стоит — будет даже хуже, чем в ванильной версии. А вот купить для консолей или Steam Deck кажется неплохой затеей — под контроллеры и небольшие экраны проект адаптировали настолько хорошо, насколько это в принципе возможно.
Двери — краеугольный камень тактики. С их помощью можно разматывать огромные толпы врагов, а можно и застрять самому…
Ну а если с Neverwinter Nights 2 вы не знакомы, то сейчас мы расскажем, что же происходит беспокойными ночами Беззимья и почему надо в очередной раз бить морды гитьянки с орками.
Понаехали всякие в Невервинтер
Выпустив первую часть Neverwinter Nights, Bioware по доброй традиции отдала разработку сиквела Obsidian. Пока канадцы готовилась покорять консоли кинематографичными RPG, создатели Planescape: Torment и первых Fallout, из которых состояла Obsidian, склепали 50-100 часовую классическую ролевую игру по правилам системы Dungeon & Dragons 3.5.
Уши Baldur’s Gate, KotOR, Icewind Dale и прочих торчат здесь отовсюду. Взять хотя бы вступление, замаскированное под обучением. Наш главный герой — приемный ребенок охотника Дейгуна, который раньше был ого-го каким парнем, а сейчас живет в захолустной деревушке Западная Гавань в болоте под Невервинтером. Разумеется, у Дейгуна есть страшная тайна из прошлого, которую он скрывает — она связана и с судьбой главного героя, и со всем миром. И даже с несколькими другими мирами.
Дейгун не церемонится с приемным сыном — герою сочувствуют даже второстепенные персонажи
Размявшись на деревенской ярмарке, игроку предстоит пережить нападение на деревню таинственных существ из параллельной реальности (спойлер — блейдлингов и гитьянки), которые что-то ищут. Это что-то, разумеется, было у нашего приемного отца — и вместе с осколком древнего артефакта мы отправляемся в Невервинтер на поиски остальных частей. Таким образом завязка умудряется уместить в себя сразу два штампа: «враги сожгли родную хату» и сбор макгаффина по частям.
Дальше становится лучше. В столице и ее округе нас ждут действительно интересные квесты на самые разные темы. Невервинтер только отходит от войны с другим большим городом, Лусканом, и поэтому атмосфера паранойи и повсеместно засевших вражеских шпионов делает часть квестов политическим триллером. Детективной работы предстоит немало — придется даже собирать улики, чтобы защищаться в суде. Эта сцена выполнена на голову выше, чем суд в Knights of the Old Republic — на исход дела может повлиять не только количество найденных улик, но и отношения со спутниками.
Команда деревенских дурачков по спасению мира
Даже обычные почтовые квесты зачастую оборачиваются чем-то интересным. Конфликт фермеров и людей-ящеров можно решить силой, дипломатией, или втереть рептилиям, что вы земное воплощение их божества, а им стоит перестать безобразничать — если, конечно, хватит харизмы на такую лекцию. Просьба обойти четыре поста стражи оборачивается в массовую потасовку и борьбу с коррупцией, а каждый персональный квест сопартийца — драматичная история или умора.
Например, наш первый встреченный напарник, гном Келгар Айронфист, так крепко получил от монахов в пьяной драке, что теперь тоже хочет отложить секиру и стать мастером дзена и рукопашного боя. Вот уж настоящая моральная диллема, ведь Келгар — лучший «танк» в игре, но других монахов в сопартийцах не предвидится.
Диалоги между сопартийцами, пожалуй, самые бойкие из всех CRPG — столько подколов не было больше нигде
Остальные не отстают. Тифлинг Нишка выступает главным вором команды и постоянно зубоскалит, рейнджер Бишоп — анархичный нигилист, который поражает своим цинизмом, взбалмошная колдунья Кара решает все проблемы огненными заклинаниями, занудный эльф-волшебник Сэнд делает вид, что он самый умный, и так далее.
Вся эта веселая компания регулярно влезает в диалоги, дает советы, спорит из-за конфликтов мировоззрения (если проспорить, могут и уйти) и непосредственно участвует в сюжете — в общем, запоминается. От того мрачная концовка их приключений особенно задевает за живое — историю все-таки писал Крис Авеллон, и в плане сюжета Neverwinter Nights 2 на голову выше первой части.
Люди-ящеры комично бегут сжигать сарай прямо за спиной хозяйки — непонятно, намеренно это сделано смешно или стало так выглядеть теперь
После финала основной игры не стоит забывать о дополнениях. Все три заботливо включены в переиздание, но особый интерес представляет Mask of the Betrayer, прямо продолжающее основную историю. Учитывая, насколько внезапным и душещипательным вышел финал, обойтись без подробностей о судьбе сопартийцев будет тяжело.
Двенадцатигранник всему голова
Как уже было сказано, Neverwinter Nights 2 основана на системе D&D версии 3.5. Это вам не сахарная D&D 5e из Baldur’s Gate 3, а настоящий ролевой олдскул. Чтобы уже к середине игры не свело скулы, почитайте гайды по развитию персонажа — ну или хотя бы пользуйтесь кнопкой «рекомендовано» при прокачке.
Впрочем, вряд ли новички долго выдержат в Невервинтере. В духе первых частей Baldur’s Gate, первые уровней пять персонажи-бойцы в драках стоят друг напротив друга, раз в секунду друг друга бьют и неизменно промахиваются — со временем это уйдет, нужно лишь немного потерпеть. Впрочем, волшебники и лучники не сильно лучше: вторые мажут, а у первых толковые заклинания тоже появляются лишь уровню к пятому.
Хоть каких-то катсцен в игре немного, большая часть диалогов проходит в таких окошках
Как и Baldur’s Gate, обе NWN по своей сути пошаговые, просто ходы здесь длятся несколько секунд и заканчиваются автоматически. Если вы не назначили герою действие вручную, значит, он будет атаковать стандартным ударом. Уследить за подопечными можно только с помощью активной паузы, но не всем захочется заниматься этим с учетом своевольного искусственного интеллекта, который после переключения контроля с персонажа может решить сделать что-нибудь другое. Именно за эту неразбериху поклонники и прозвали такие бои «сучьей свалкой».
Скупое визуальное исполнение лишь усиливает тоску. У некоторых атак даже нет специальных анимаций — об использовании навыка Great Cleave вы узнаете только по надписи «великое рассечение: успех/провал». Хотя по факту это дополнительный удар, который должен наноситься воином, а иногда противники от него помирают. Так что враги иногда умирают просто из-за надписи. В отличие от тех же KotOR и Dragon Age: Origins, между ударами персонажи просто стоят друг напротив друга, не скрещивают клинки и вообще ничего не делают.
Карта Побережья Мечей в районе Невервинтера, которую и предстоит топтать всю игру
Но любители копаться в мануалах и знатоки D&D будут в восторге. Десятки классов, в том числе и крутейших престиж-классов, для которых нужно правильно прокачиваться, сотни умений и многочисленные их комбинации — все это выливается в возможность запороть себе игру, если неправильно прокачаться.
Еще в этом мире полезны все профессии. Без плута в команде далеко не уйти, поэтому если ваш основной герой этим не промышляет, придется терпеть колкости Нишки. Маги к пятому уровню осваивают первые по-настоящему мощные заклинания, и вся оставшаяся игра вертится вокруг огненных шаров и других взрывных прелестей. Без «танков» и плутов магов разберут на щепки в считанные мгновения, поэтому воины, как всегда, самый нужный класс в бою.
Напряженный момент в финале матча — либо полудохлая Нишка сможет заковырять последнего полудохлого бандита, либо придется переигрывать длинный и сложный бой
Единственное, что хоть немного снижает хардкорность — так и не порезанный отдых. В любой момент вне боя вы можете на пять секунд присесть на корточки и перевести дух, восполнив здоровье и запас заклинаний. В Baldur’s Gate 3 сделать это можно только в лагере и за ресурсы, а в Neverwinter Nights 2 почему-то дают посидеть даже в опасном подземелье, лишь бы поблизости не было врагов.
В общем, переиздание никоим образом не сделало классику доступнее для простых игроков — лишь удобнее для тех, кто уже играл или готов окунуться в 2006 год с головой.
Ради чего стоит играть:
- Классическая ролевая игра
- Харизматичные напарники
- Сюжет хоть и со штампами, но все равно может удивлять
Что портит удовольствие:
- Боевка на D&D 3.5 безумно устарела
- Скачущая сложность
- Не то чтобы ремастер сильно освежил игру
Итог
Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition вряд ли откроет старую RPG новым игрокам, но для тех, кто искренне хочет с ней познакомиться, препятствием не станет. Единственное достоинство нового порта — адаптация под портативки и контроллеры, так что страдать от падений виртуальных кубиков теперь можно и в туалете, и на работе, и вообще где угодно. Ну а страдать придется, потому что за прошедшие почти 20 лет дружелюбнее игра не стала.