Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

0 1


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

The Alters откровенно удивляет. Как нарративными, так и стратегическими элементами. Как атмосферой, так и концепцией. Ну где еще можно попытаться отговорить альтернативную версию самого себя не отпиливать себе руку, потерпеть в этом полнейший провал, а потом получить выговор от другого двойника в недостаточной продуктивности при переработке фекалий?

Такую игру джва года ждут

Признаться, я не фанат горячо любимой всеми Frostpunk. Слишком много микроменеджмента, слишком гнетущая атмосфера и слишком уж плохо оптимизирована она была в самом начале. Тем не менее эта игра польской 11 bit studios оказалась одной из немногих, что я по-настоящему ждал. Влюбила меня в себя как демка, так и абсолютно уникальная концепция, подобных которой не предлагает больше ни одна другая видеоигра вообще. 

И знаете что? Это тот редкий случай, когда итоговый проект оказался даже лучше того, что я себе напредставлял: ни тебе багов, ни вылетов, ни паршивой оптимизации. А в плане нарратива от нее порой так и подавно сносит крышу. Да, нам обещали балансирование между исследованием, выживанием, стратегией и сюжетом, но на поверку, даже несмотря на отсутствие привычного для жанра вида сверху, перед нами все равно оказалась классическая стратегия. Причем с не меньшим количеством менеджмента, чем в упомянутой уже Frostpunk — в этом 11 bit осталась верна себе. Но знаете, это игру ничуть не портит. У меня по стечению обстоятельств выдалась абсолютно адская неделька, в которую я выкраивал для The Alters чуть ли не каждую освободившуюся минуту. Причем делал это даже не столько ради дедлайна, сколько потому, что мне действительно чертовски хотелось вернуться к своим «альтерам». 

Как и с любой хорошей стратегией, минуты, часы и дни пролетают с ней стремительно и беспощадно. По ощущениям, как раз примерно так, как течет внутриигровое время. А там, если что, час пробегает за минуту. В общем — не оторваться. 

Стоит признать: в игре просто фантастические пейзажи

Альтернативные версии Яна Дольски

На дворе далекое будущее. Ян Дольски — обычный работяга, который в свое время сбежал из дома от бати-алкоголика, развелся с женой и променял университет на работу в частной корпорации. А потом, потеряв все из-за глобального кризиса, записался в межзвездную миссию по поиску в космосе особо ценного вещества — рапидия. 

И вот наш корабль терпит крушение, из всего экипажа каким-то образом выживает лишь Ян. Планета, где он оказывается, крайне нестабильна. Если застать здесь рассвет, который бывает где-то раз в месяц, то гарантированно погибнешь. А еще тут полно радиации, неприятных аномалий и электромагнитных бурь, что охотно проверят на прочность как человека, так и технику. Словом, не самое комфортное место. Разумеется, здесь же Ян случайно и находит тот самый рапидий — а еще гигантскую круто выглядящую и организованную в виде огромного колеса исследовательскую станцию.

Но вот беда: чтобы подобно Марку Уотни из «Марсианина» выращивать овощи с помощью собственных экскрементов, добывать ресурсы и управлять гигантской станцией ему надо быть не просто рабочим, а одновременно биологом, инженером, шахтером, ученым и много кем еще. Из этой безвыходной, казалось бы, ситуации находится крайне оригинальный выход. С помощью рапидия Яну удается создать копию себя самого, жизнь которого, однако, в одном из ключевых моментов сложилась иначе. Скажем, если бы он не бросил университет ради работы в компании, то смог бы стать успешным гигачадом-ученым и чуть ли не руководить этой экспедицией. А если бы прислушивался к жене, то остался бы вместе с ней и стал ботаником — прямо как она. Стоило бы наладить отношения с батей-алкоголиком, и тот устроил бы сынишку в шахту. Правда, потом отпрыск пошел бы по стопам отца, отправился на опасное производство, потерял бы там руку, спился и отупел. 


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

Это шахтер. Его вы полюбите

Идея интересная, пускай для фантастики и не новая. Подобное «А что если», скорее всего, когда-нибудь приходило в голову и вам. Даже похожие точки потенциального расхождения вы наверняка сумеете вспомнить. Здесь же созданные нами «альтеры» будут иметь совершенно разные характеры, ценности, навыки, мнение, голоса и интеллектуальные способности. Причем каждый игрок может собрать абсолютно разную команду на первых этапах и получить при этом принципиально отличный опыт. Разве что без ученого далеко пройти вам, увы, скорее всего не удастся. Но это не точно: просто разработчики в ревью-гайде посоветовали первым делом обзавестись ученым, иначе потом будут трудности; именно так я и поступил. Этот заносчивый и чрезмерно прагматичный хлыщ стал мозгом команды — и, надо признать, его жестокие и не особо приятные остальным членам команды советы во многих ситуациях окажутся наиболее ценными. 

Альтеры регулярно взаимодействуют друг с другом, с главным героем и окружением, что порождает как заскриптованные истории с уроками, которые они могут дать «главному» Яну, так и совершенно случайные — они могут как привести к неожиданно приятным последствиям и создать порцию проблем. Чаще всего, разумеется, происходит именно последнее. Тем более что каждый альтер обладает набором состояний и вполне может как набраться энтузиазма для дальнейшей сверхурочной работы, так и впасть в уныние, пораниться, устроить забастовку, испугаться, затребовать выходной и так далее. А это, как вы понимаете, на работе отразится далеко не лучшим образом. Словом, они ведут себя как живые люди, хотя и являются, по сути, искусственно созданными версиями одного человека. 


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

Ничто человеческое альтерам не чуждо. Например, пив-понг

Вот несколько любопытных примеров того, что происходило у меня. Самым ярким членом команды оказался шахтер. Этот опустившийся на самое дно и зависимый от препаратов тип с самого начала давал мне прикурить. Первым делом он заявил, что у него адски болит рука, которой в его памяти просто не должно быть. А у клонированного с помощью рапидия Яна она, очевидно, имеется. И вот рука мучает его эдакими фантомными болями наоборот.

В какой-то момент он попросил у главного героя сильные седативные обезболивающие. Я сжалился и дал ему таблетки, после чего на следующий же день он поранился на работе. А потом, как заправский алкоголик, уверял, что дело вообще не в препаратах, и дальше-то уж все будет нормально. Но нечастные случаи повторялись, и шахтер, в конечном итоге, был отлучен от медикаментов — и снова начал ныть о сильных болях в руке. Но так как врача сделать к тому времени я еще не успел, то мог предложить бедолаге лишь просмотр забавных фильмов по вечерам и дружескую поддержку. 

И вот в один прекрасный день я обнаружил столовую, до того измазанную в крови, словно там поработал Джек Потрошитель, и валяющуюся рядом отрубленную руку. Придурок отсек ее себе кухонным ножом. В итоге пока он оправлялся от травмы в лазарете, другие альтеры стали предлагать свои варианты решения проблемы, помимо самого очевидного — то есть выдворения этого кадра наружу без скафандра. Ученый предложил сделать ему штатный протез, а механик — вырастить новую руку с помощью рапидия, но чтобы на этот раз это была уже его рука. Я выбрал последнее и не прогадал, пускай и сильно потратился по ресурсам. Новая рука, наконец, подошла шахтеру-дуболому, и он принялся бурить руду с удвоенным энтузиазмом. До тех пор, пока не впал в депрессию из-за кошмарной магнитной бури, которая обесточила половину базы, но это уже совсем другая история.


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

Игра имеет русскую текстовую локализацию. И она не будет стесняться

Подобных крутых ситуаций с множеством вариантов решения тут вагон и маленькая тележка. Все наши слова, сказанные как альтерам, так и землянам по радиосвязи, имеют значение и запоминаются персонажами. Да и вариантов действий тут, повторюсь, немало. Причем упростить или усложнить текущие задачи что-то из этого может с завидной легкостью. Последующие примеры как раз хорошо это иллюстрируют.

Как вы помните, ботаник обожает свою жену. То есть, в данном случае, жену «главного» Яна. А она тоже ботаник, причем более продвинутый. И вот мы втихаря отправляем к терминалу своего более галантного двойника, дабы тот, во-первых, спас распавшийся брак, и, во-вторых, попросил о помощи. И это работает: женщина учит нас выращивать редчайший полимер в оранжерее, хотя в противном случае нам бы пришлось сложным способом добывать его снаружи. Обман, правда, потом раскрылся, и нам сильно влетело от начальства за то, что мы допустили одного из альтеров к радиосвязи. Земля здесь, кстати, явно преследует какие-то собственные корыстные цели и не спешит спасать нас просто так, приказывая собрать конскую дозу рапидия и требуя держать в тайне существование альтеров. Впрочем, взаимоотношения с корпорацией — отдельная тема, которая уже попросту не влезет в этот обзор. 


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

Важный выбор, который способен привести к совсем иному жизненному пути, может встретиться и в детстве

Ну и последний пример. Ян-ученый просит нас запросить у центра чертежи полимерного моста, который поможет станции перебраться через ущелье. Ведь он точно знает, что такие там есть. Но когда мы обращаемся к руководству, оказывается, что… таких попросту никто не разрабатывал. Ведь в этой реальности мы не ученый, а обычный рабочий. В итоге приходится давить на самолюбие ученого, дабы тот воспроизвел их по памяти. Таких крутых примеров работы с нарративом и вариативностью в игре действительно много, и они впечатляют. Ничего подобного ни у кого больше сегодня попросту нет. 

Вылазки

Следующей важной частью игры является выживание. Помимо менеджмента ресурсов и потребностей, к чему я вернусь позже, здесь есть еще и прогулки по окрестностям. Их, по отношению к другим составляющим геймплея, здесь немного, но сделаны они, тем не менее, довольно увлекательно.

Мы бегаем по невероятно красивым локациям в поисках сброшенных с терпящего бедствие звездолета вещей, ищем проходы в новые зоны, добываем ресурсы и прокладываем временную инфраструктуру. Она подразумевает установку шахтерских бурильных станций для безграничной добычи пяти видов ресурсов и соединения их с базой. Так мы получаем и приток материалов, и точки быстрого перемещения. 

Продвижение усложняют завалы, высокие уступы и разнообразные аномалии. Для преодоления препятствий понадобятся и расходники. Ну и немало проворства, ведь устранять некоторые особо неприятные аномалии предстоит крайне быстро и умело. Все это добавляет в игру как элементы экшена, так и исследования, чего так недоставало во Frostpunk. 

Тем не менее вылазки весьма суровы. Каждую минуту игры нам предстоит что-то делать, ведь время тут течет быстро и неумолимо. Поэтому герою предстоит контролировать буквально все и заранее продумывать каждый шаг. Зазевались — день подошел к вечеру, радиационный фон вырос, и вот вас уже уже уносят в медблок с лучевой болезнью и потерей драгоценного дня. Аномалии также легко отправят Яна в нокаут.


                    Обзор The Alters. Единственная в своем роде стратегия-выживалка с удивляющим сюжетом

Некоторые аномалии просто висят на месте, некоторые — ускоряют время, а некоторые и подавно нападут сами

Терять время нельзя, потому иногда приходится носиться по уровню с предельной дозой радиации. И чем дальше вы забредаете, тем опаснее становятся аномалии. Более того: каждый день простоя приближает команду к рассвету, а значит — к смерти. Поэтому нам постоянно придется решать, что именно делать и как расходовать драгоценное время. Иногда можно немного выдохнуть и дать альтерам выходной, но подобные моменты здесь случаются нечасто. 

Менеджмент

Тут-то мы и переходим к тому, чем в игре вы будете заниматься примерно 90% времени. К менеджменту. Я уже говорил, что The Alters — махровая стратегия. Так вот: в какой-то момент нас до того заваливают задачами, что может появиться соблазн и вовсе опустить руки. Впрочем, впоследствии игра немного сжалится: когда мы, наконец, в полной мере освоим основные рутинные задачи и процессы, она, так и быть, позволит автоматизировать хотя бы некоторые. 

Следить надо за многим. Во-первых, это ресурсы пяти видов, которые нужны практически всегда. А еще есть запас расходников, часть которых тоже жизненно необходима. Затем — еда, которую нужно готовить. Причем альтеры далеко не всегда захотят есть мерзкую синтетическую кашу: время от времени они будут просить добавить в рацион вкусных овощей, выращенных в оранжерее. Следом идет психическое здоровье альтеров, их настроение, а также персональные потребности. Все это, разумеется, постоянно будет конфликтовать с требованиями повышения продуктивности, ведь работы на станции всегда куда больше, чем доступных Янов Дольски. А врубив в критический момент какую-нибудь двенадцатичасовую смену, вы мигом заметите, как у альтеров упадут и продуктивность, и настроение. 

База тоже выглядит впеечатляюще. Особенно с учетом того, что она представляет собой гигантское колесо

Также думать нужно и о постройке новых модулей базы и ее расширении. Модули, кстати, будут регулярно ломаться, а значит их нужно чинить. Ученый же практически всегда должен заниматься новыми исследованиями. Когда кто-то заканчивает работу, то сам предложит взяться за другую доступную задачу. Но и здесь обычно лучше все контролировать вручную, то есть заниматься этим придется постоянно: следить, чтобы все были при деле, сыты, довольны и не занимались какой-нибудь фигней. Ну и отдыхали как следует. 

Немаловажен и вес всего вашего скарба. Ведь слишком тяжелая база просто не сумеет перебраться на новую позицию. А при недостатке складов ресурсы будет некуда класть. Этот баланс, на самом деле, нащупать очень тяжело, и конкретно с проблемой веса и складов вы наверняка помучаетесь. Ведь жертвовать модулями крайне болезненно, собирать тонны органики для перемещения — тоже, но и оставаться без драгоценных запасов на случай ЧП также совсем не хочется. 

Если же игра вдруг почует, что вы разобрались со всеми процессами и начали их вывозить, жизнь на станции стала налаживаться, да и от рассвета убежать вы вполне успеваете, то сразу же вмешается в далекоидущие планы и нарушит эту идиллию. В The Alters есть гигантское количество всевозможных форс-мажоров. Скажем, то шахтер сломает ногу, то вентиляция задымит, то альтеры подерутся между собой. Это может быть бойкот членов экипажа, технические неполадки, производственные травмы или вовсе сюжетные перипетии, которые предстоит как-то разруливать в срочном порядке.

Организация пространства напоминает Fallout Shelter

Самым же ярким примером ЧП служит электромагнитная буря. Она делает радиационный фон снаружи практически невыносимым, поэтому экипаж на пару дней может оказаться запертым на базе. Вот тут-то и пригодятся экстренные запасы, обогащенный металл, который можно перерабатывать прямо на станции, и прочие домашние дела. Возможно, в эти дни и вовсе стоит просто посидеть перед телевизором или сыграть в пив-понг. С большой долей вероятности спокойных посиделок, впрочем, все равно, не выйдет. Ведь рад-фильтры будут тратиться быстрее обычного, настроение героев существенно упадет, а каскад выходящего из строя оборудования едва ли оставит альтеров без работы. Зато на шахтах во время бури будет доступна двойная выработка… Ну, если вы готовы кем-то пожертвовать.

Словом, игра, конечно, сурова и беспощадна, но затягивает все это выживание вкупе с тоннами менеджмента, исследованием и любопытными взаимодействиями между альтерами просто неимоверно. Перед нами, к счастью, не рогалик без сохранений, поэтому критическую ситуацию всегда можно поправить, просто загрузив начало любого из предыдущих дней: сохраняется игра стабильно каждым утром. Да еще и подсвечивает диалоги, которые вы выбирали ранее в неудачной попытке, чтобы было проще определиться с тем, что отвечать тому или иному персонажу вновь. То есть так уж бояться неправильных решений или излишне шустрых аномалий тоже не стоит.

Под занавес хотелось бы отметить еще и приятную космическую музыку, великолепную картинку без тормозов и артефактов, интуитивное строительство базы в стиле Fallout Shelter и густую атмосферу хорошего научно-фантастического произведения. К плюсам я бы добавил и чувство юмора, которого явно не лишены разработчики. За сюжетом интересно следить, диалоги написаны весьма неплохо, а случайные события радуют разнообразием. 

Ради чего стоит играть:

  • Уникальная концепция
  • Затягивающие и сбалансированные элементы стратегии
  • Увлекательное выживание
  • Небольшая доля хорошего экшена
  • Великолепная атмосфера и красивая картинка
  • Хороший юмор и непредсказуемость

Что портит удовольствие:

  • Обилие микроменеджмента и стратегии, если вас такое отталкивает
  • Беспощадный таймер — времени всегда не хватает, что может вызывать стресс
  • Невыносимый шахтер, отрезавший себе руку

Итог

The Alters — замечательная и во многом действительно уникальная игра. Она сочетает в себе хорошую, пускай и требующую изрядной концентрации стратегию с интересными и явно удачными экспериментами в области нарратива. Тут есть и исследование, и атмосфера, и выживание, и юмор, и немного экшена, а ключевая фишка, то есть взаимодействие с альтерами, заслуживает только похвалы. Это насыщенное планированием приключение идеально подойдет тем, кого не пугают слова «стратегия» и «микроменеджмент». А если и пугают, возможно, пришло время преодолеть свои страхи. Поверьте: оно того стоит.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.